Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Воспитательный процесс в ОрелГИЭТ: мнение студентов

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОрелГИЭТ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности в высшем учебном заведении является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.
Приказом Министерства образования в Перечень показателей государственной аккредитации и критериальных значений введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:
- наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися,
- уровень организации воспитательной работы со студентами,
- формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.
Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных особенностей, сложившихся внутривузовских традиций.
С целью оценки эффективности организации и реализации воспитательной работы в вузе в феврале 2013 г. в Орловском государственном институте экономики и торговли проводился мониторинг требований и удовлетворенности студенческой аудитории организацией внеурочной занятости обучающихся в вузе. Мониторинг осуществлялся на основе анонимного анкетирования студентов третьего курса факультета бизнеса и рекламы, факультета управления, факультета учета и информационных технологий, финансово-экономического факультета. На вопросы анкеты ответили и несколько студентов инженерно-технологического факультета. Всего в опросе приняли участие 100 студентов, что составляет 28 % от общей численности обучающихся на третьем курсе.
Предложенная студентам анкета включала 13 вопросов, значимые для анализа требований и удовлетворенности студенческой аудитории организацией внеурочной работы обучаемых. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.
Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ в направлении организации воспитательной работы со студенческой аудиторией (рис. 1).

Рисунок 1 – Организации воспитательной работы в ОрелГИЭТ:
студенческие оценки

Общее качество услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ в направлении реализации воспитательного процесса в вузе, третьекурсники оценили в 8,3 балла. В разрезе факультетов наиболее высокие оценки получила организация процесса воспитательной работы на финансовом факультете.
Степень удовлетворенности культурной жизнью в ОрелГИЭТ по десятибалльной шкале студенты оценили также в 8,3балла (рис. 2).
Взаимосвязанность первых двух вопросов анкеты обусловила идентичность полученных оценок.

Рисунок 2 – Ответы на вопрос
«Насколько Вы удовлетворены культурной жизнью в ОрелГИЭТ?

Разница в оценке организации воспитательного процесса в ОрелГИЭТ и степени удовлетворенности культурной жизнью в институте не превышала 0,8 баллов. Вместе с тем, за исключением студентов финансово-экономического факультета, учащиеся более высоко оценивают организацию воспитательной работы в вузе; немного ниже показатель удовлетворенности культурной жизнью ОрелГИЭТ.
Среди форм внеурочной занятости студентов преобладают занятия спортом (указали 36% опрашиваемых) и научно-исследовательская работа (23%) (рисунок 3).

Рисунок 3 – Формы внеурочной занятости студентов

31% опрошенных респондентов в свободное от занятий время подрабатывают. Это дает основания предполагать, что процент работающих студентов на четвертом и пятом курсе еще выше. Художественным творчеством заняты 15% опрошенных студентов. Другие формы внеурочной занятости указали 8% третьекурсников, упомянув получение второго высшего образования и посещение обучающих курсов (2%), просмотр телепрограмм и чтение книг – 5%, пользование компьютером – 1%. «Ничем не занимаюсь» - такой ответ дали 8% опрошенных студентов. Иными словами, 8% респондентов не вовлечены в мероприятия по внеурочной занятости студентов, не имеют четкого представления о своих предпочтениях, интересах и склонностях.
Опрашиваемым студентам предлагалось дать примерную оценку материально-технической базы, используемой во внеурочной деятельности в ОрелГИЭТ. Общая оценка и оценки, данные студентами разных факультетов, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Материально-техническое обеспечение мероприятий внеурочной деятельности: студенческие оценки

Материально-техническую базу осуществления воспитательной работы в ОрёлГИЭТ студенты оценили в 7,3 балла. Наиболее высокие оценки дали студенты финансово-экономического факультета и факультета управления. Более строго подошли к оценке материально-технических ресурсов вуза студенты, обучающиеся на факультете бизнеса и рекламы и факультете учета и информационных технологий.
О превалирующих направлениях организации внеурочной деятельности студентов ОрелГИЭТ свидетельствуют данные, представленные на рисунке 5.

Рисунок 5 – Участие студентов в мероприятиях внеурочной деятельности

Из данных, полученных в результате опроса, следует, что основными мероприятиями внеурочной деятельности в ОрелГИЭТ является научно-исследовательская работа студентов – участие в студенческих научных конференциях и предметных олимпиадах указали 51% опрошенных (33% и 18%, соответственно). Участие в культурно-массовых мероприятиях отметили 36% третьекурсников. 10% опрошенных студентов указали, что ни в каких мероприятиях, из указанных в анкете, участия не принимали.
Обращает на себя внимание, что этот показатель максимально приближен по значению к доле студентов, указавших, что в свободное от занятий время они ничем не занимаются (8%). Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости выявления этого круга студентов и проведении дополнительной воспитательной работы с ними с целью вовлечения в процессы, реализуемые в ОрёлГИЭТ в рамках всех направлений воспитательной работы.
Оценка уровня организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности в ОрёлГИЭТ представлена на рисунке 6. Средняя оценка по вузу в целом составила 7,8 балла. По факультетам – оценка варьируется в интервале от 7,4-8,2 балла.

Рисунок 6 - Уровень организации и проведения мероприятий по
внеурочной деятельности студентов в ОрёлГИЭТ

Более половины студентов ОрелГИЭТ не имеют представления о существовании в вузе общественных студенческих организаций, представляющих права студентов. Преобладающим ответом на вопрос «Есть ли в ОрёлГИЭТ организации представляющие права студентов?» стал ответ «Затрудняюсь ответить» - 59% респондентов (рис. 7).

Рисунок 7 – Осведомленность студентов о существовании в ОрелГИЭТ организаций, представляющих интересы студентов
Абсолютную уверенность в существовании таких организаций продемонстрировали 17% третьекурсников. В том, что таких организаций в ОрелГИЭТ нет, выражают уверенность 24% опрошенных.
Приведенные данные подтверждаются и данными рисунка 8. 39% опрошенных третьекурсников указали, что в работе общественных организаций они участия не принимают. 17% опрошенных указали ответ «в других», не конкретизируя, в каких именно.

Рисунок 8 – Участие студентов в работе общественных студенческих
организаций ОрелГИЭТ

Подавляющее большинство опрошенных вовлечены в работу студенческих научных обществ (46%), в работу студенческого профсоюза – 21%. Полученная в ходе мониторинга информация делает актуальным вопрос об активизации вовлечения студента в работу студенческого профсоюза, который должен расширять свою деятельность по информированию студентов о работе общественных студенческих организациях, об их функциях и потенциальных возможностях. Аналогичную работу следовало бы осуществить дополнительно и кураторам студенческих групп.
Вместе с тем, студенты дали достаточно высокие оценки работе общественных студенческих организаций. Эти оценки, хотя и тяготеет к средним (колеблются от 5,6 до 7,5 баллов), вместе с тем, свидетельствуют о высоком качестве работы, осуществляемой в рамках общественных студенческих организаций.
Общая оценка по ОрелГИЭТ составила 6,7 балла (рис. 9).

 

Рисунок 9 – Работа общественных студенческих организаций:
студенческие оценки

Наиболее высокие оценки работа общественных студенческих организаций получила на факультете учета и информационных технологий, факультете управления, финансово-экономическом факультете.
Одной из актуальных проблем нашего вуза является обеспечение высокого качества и эффективности кураторской работы. С целью оценки её результативности студентам были заданы три вопроса – «Знаете ли Вы куратора своей группы?» (ответы представлены на рисунке 10) и о его личностных качествах (ответы представлены на рисунке 11)

Рисунок 10 – Кураторская работа:
ответы на вопрос «Знаете ли вы куратора своей группы»

Почти все опрошенные студенты знакомы с куратором своей учебной группы. Лишь 3% опрошенных указали, что не имеют представления о том, кто является у них куратором.

Рисунок 11 – Куратор группы глазами студентов

Как свидетельствуют данные диаграммы на рисунке 11, кураторская работа осуществляется, в первую очередь, в рамках аудиторной работы со студентами, потому в лице своих кураторов студенты видят, в первую очередь, преподавателей (73% опрошенных указали данное качество), педагогов-наставников (32% опрошенных), яркую личность (34%). Изменение формата общения между кураторами и студентами требует изменения форм взаимодействия по линии «куратор-студент» за счет перемещения этих взаимодействий из аудитории, за рамки учебного процесса.
Качество работы кураторов, оцененное по 10-тибалльной шкале, отражено диаграммой на рисунке 12.

Рисунок 12 – Качество кураторской работы с точки зрения студентов
Как видно по данным рисунка 12, кураторская работа в ОрёлГИЭТ получила весьма умеренную оценку, что подтверждает вывод о необходимости поиска новых путей и частоты взаимодействия кураторов и студенческой аудитории.
На последний вопрос анкеты «Чего и насколько Вам не хватает в ОрелГИЭТ?» студенты указали: культурно-массовые мероприятия, кружки. При этом степень «нехватки» была оценена ими сравнительно невысоко – 4,5 балла.
Приведенная выше информация является основой для анализа степени удовлетворенности студенческой аудитории услугами, реализуемым ОрелГИЭТ (в частности, организацией и реализацией воспитательного процесса). С целью уточнения требований потребителей в рамках анкеты респондентам в свободном поле предлагалось сформулировать дополнительные предложения по повышению эффективности организации внеурочной деятельности студентов. В качестве дополнительных предложений были сформулированы следующие пожелания:
- организовывать культурно-массовые мероприятия вне стен института;
- участвовать в выездах на олимпиады и конференции, проводимые в других городах и странах.

Календарь событий :