Орловский государственный университет

Экономики и торговли

В помощь выпускникам и молодым специалистам

ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗа

Карьера под контролем

Очень многие из нас стремятся построить карьеру и добиться больших успехов в жизни. Но почему-то одни люди этого добиваются, а другие – нет. Почему же так происходит? Честно ответьте для себя на этот вопрос, прежде чем читать далее и запишите свой ответ. Чуть позжe вы узнаете, почему он так важен.

Подробнее

Вижу цель!
Первое, что надо сделать для достижения своих целей, это максимально конкретизировать их. Зачем я хочу сделать карьеру: чтобы больше зарабатывать; чтобы иметь более высокий статус; чтобы заниматься тем, что мне профессионально наиболее интересно; чтобы руководить людьми и решать вместе с ними задачи более высокого уровня? Если ваш ответ связан с более высоким заработком или просто профессионально интересными задачами, то, возможно, вам не стоит заботиться о вертикальной карьере, а следует сделать из себя высокооплачиваемого профессионала хорошего класса. Если вас привлекает именно управление людьми, стратегические и многоуровневые задачи бизнеса, то карьера – это именно то, что вам нужно.

В чем моя сила?
Следующий шаг – определиться с тем, что является вашими сильными сторонами, а что – зонами развития. Какие качества и модели поведения являются залогом успеха для того, чтобы стать лидером и успешным руководителем?

  • Умение и стремление самостоятельно принимать решения. Можете ли вы большинстве случаев обойтись без совета (именно совета, а не просто информации) для того, чтобы принять решение? Можете ли сами оценить, насколько вы успешны? Готовы ли к тому, что руководитель будет редко вас хвалить, и вы должны будете больше ориентироваться на свои результаты? Если вы ответили «да» и сказали при этом правду, то первый шаг вы прошли успешно.
  • Стремление к достижению результатов. Что вам больше всего нравится в работе? Если в вашем ответе преобладают глаголы типа «сделать» и слова, обозначающие результаты, то вы действительно ориентированы на результат. Если же преобладают глаголы типа «делать» и процессные слова, то стоит чаще задумываться об итогах своей деятельности.
  • Умение оказывать влияние на других людей. Часто ли вам удается действительно убедить других людей в том, в чем вы хотите? Получается ли у вас повернуть дискуссию в нужную вам сторону? Если «да», то отлично, если «нет», имеет смысл приобрести хорошие книги по искусству убеждения и постоянно анализировать, благодаря каким приемам и поведению вам чаще всего удается влиять на других. Кроме того, стоит принять активное участие в соответствующем тренинге.
  • Умение разбираться в людях. Можете ли вы достаточно быстро оценить человека, правильно спрогнозировать его действия? Если «да», то все здорово. Если «нет», то стоит почитать книги на тему и более внимательно присматриваться к окружающим.
  • Умение видеть в людях, прежде всего, их сильные стороны и возможности. Обычно вы стремитесь заметить в человеке его достоинства или сразу ищите ответ на вопрос, почему он не нравится вам?
  • Умение развивать людей, объяснить, учить, «коучить». Попробуйте помочь кому-то из новичков. Нравится это или раздражает? Получается ли?
  • Стремление к постоянному росту и развитию. Задаете ли вы себе вопрос, чему еще можно научиться, что в себе улучшить? Стремитесь ли вы активно участвовать в тренингах?
  • Инновационный подход. Задаетесь ли целью постоянно что-то менять в своей жизни, работе, технологиях?
  • Вариативность мышления. Назовите минуты за три как можно больше способов нестандартного использования ручки. Сколько? Если больше 10, то вы умеете искать и находить действительно много вариантов решения.
  • Готовность к разумным рискам. Были ли у вас ситуации, когда вы пошли на риск, что-то кардинально изменили в своей жизни и работе, и это получилось?

Конечно же, список этот условен. Однако если вы пришли выводу, что потенциал лидера у вас есть, надо сделать еще несколько следующих шагов.
         Где работать?
Следующий шаг – решите, планируете ли вы продолжать карьеру в той же сфере, где работаете сейчас, или хотите изменить функциональное наполнение своей деятельности. Если вы решили сменить профиль своей деятельности, то есть, по сути говоря, профессию, то стоит ответить для себя на несколько вопросов:

  • Уверен ли я, что действительно понимаю, чем занимаются люди этой профессии или вижу только внешнюю стороны медали? Если вы изначально сомневаетесь, что четко представляете себе специфику работы, то поговорите с тем из своих знакомых, кто отлично в ней разбирается. Это поможет вам избежать неприятных разочарований в будущем.
  • Если вы уверены, что четко понимаете содержание работы как таковой, то стоит четко расписать для себя плюсы и минусы, которые есть в любом деле. А вот главной задачей в этой ситуации будет понять, что из этих плюсов и минусов является для вас действительно критичным или, наоборот, приятным именно для вас.

         Stepbystep
После того как цель поставлена, надо наметить шаги к ее достижению. Важно «отмерить» длину каждого шага и правильно оценить его значимость.
Предположим, вы работаете в отделе продаж и мечтаете стать бренд-менеджером. Попробуем проанализировать, что же необходимо для осуществления вашего желания?
Знания и навыки.Чтобы составить их перечень, нужно:
- получить информацию об ожиданиях работодателей;
- оценить свой багаж знаний;
- понять, какие знания и навыки стоит приобрести, где и каким образом получить информацию об учебных курсах и специальной литературе;
- выяснить, нужны ли специальные сертификаты, подтверждающие получение дополнительного образования, или достаточно заниматься самостоятельно.

Опыт работы. Возможно ли приобрести реальный опыт там, где вы работаете в данный момент? Если «нет», где и как вы сможете пройти стажировку? Есть ли у вас шанс устроиться на стартовую позицию, где опыт не имеет большого значения? Готовы ли вы потерять в зарплате (или статусе)?

Знание иностранного языка. Какой уровень знания языка необходим на данной должности? Достигли ли вы этого уровня? Если «нет», то где, за какой период и с какими затратами вы сможете его приобрести?

Заявляю о себе!

Предположим, вы уже являетесь профессионалом в своей сфере и стремитесь к вертикальному карьерному росту. Какие навыки и компетенции для этого необходимы, мы уже обсудили, теперь стоит определить, как добиться того, что вас оценили по достоинству. Это тоже немаловажно: можно быть очень хорошим и достойным, но поскольку этого никто не видит, то карьерного продвижения можно ждать до бесконечности.
Так как вы думаете, почему одни люди добиваются успехов в карьере, а другие – нет? Этот вопрос звучал в начале статьи. Сейчас вы можете проверить себя. Если вы начали ответ с объяснения того, почему успеха добиваются, то вы более ориентированы на успех. Если вы с объяснения того, почему успеха не добиваются, – вы настроены на неудачу. Задумайтесь, что стоит сделать для большей уверенности в успехе.
Второй момент, еще более важный, заключается в самом типе объяснения успеха или неудачи. Если ваши объяснения сводятся к собственным усилиям и качествам людей («потому что ставят цели», «потому что очень хотят этого», «потому что постоянно учатся», «потому что коммуникабельные»), то все хорошо: вы склонны брать ответственность на себя и считать себя мастером своего успеха. Если весь ваш ответ свелся к внешним обстоятельствам («повезло – не повезло», «знакомства – залог успеха», «так жизнь сложилась»), то стоит больше внимания уделять своим собственным усилиям и более осмысленно подходить к построению своей карьеры.
Если в вашем ответе было и то, и другое, то вы рациональный человек, но имеет смысл больше концентрироваться на ответе на вопрос «Что сделать, чтобы это получилось», чем искать объяснение, почему это невозможно.
Итак, как сделать, чтобы тебя заметили, оценили по достоинству и предложили повышение? Есть несколько моментов, которые ценят почти все руководители:

  • Способность решать проблемы. Если вы приходите к своему руководителю с какой-то проблемой, старайтесь сразу же предлагать решение.
  • Если ваш руководитель склонен тщательно анализировать ситуации, то вам стоит предлагать не один вариант решения, а лучше два или больше, причем сразу же рассказать о плюсах и минусах каждого из них. Тогда вас уже воспринимают не просто как человека, умеющего решать проблемы, но и как хорошего аналитика.
  • Всегда, когда вы видите в себе силы и реальные возможности, беритесь за дополнительные проекты, где можно проявить себя в качестве лидера и продемонстрировать свои сильные стороны.
  • На совещаниях, тренингах и прочих корпоративных мероприятиях как можно ярче проявляйте себя, берите на себя выступления, становитесь лидером в обсуждении (но избегайтесь просто «светиться», то есть выступать не по делу, когда всем будет ясно, что вы не особенно компетентны в вопросе).
  • Стремитесь стать человеком, к которому многие обращаются за советом, не ленитесь давать этот совет, когда можете.

Есть еще многое и многое, что стоит узнать о себе и сделать, чтобы добиться максимального успеха в карьере и жизни, но все начинается с первого шага, поэтому постарайтесь сделать его. Успехов и достижений вам!!!

СВЕТЛАНА ИВАНОВА,
старший партнер, тренер – консультант KPGTrainingCenterIvanova & Lebedeva

 

 

Самоменеджмент

Молодые специалисты на рынке труда и в бизнесе: проблема самоменеджмента

Подробнее

Одной из ведущих тенденций на современной мировом рынке труда является существенное омоложение управляющего звена компаний.
Все чаще в Европе, США, России можно встретить молодых топ-менеджеров, председателей правлений банков, собственников и управляющих бизнеса. Их средний возраст не превышает 28-35 лет. Как правило, это весьма образованные люди, трудовая деятельность которых началась еще в начале студенческой жизни, а иногда и до нее.
Амбициозные по духу, они тратили время своей юности на получение разностороннего опыта, которым потом рискнули воспользоваться, часто даже не имея опыта в той области, в которой специализируются сейчас. Они умеют рисковать, хотя всегда остаются неизменно верны рациональности бизнеса. Однако есть и другая категория молодых специалистов: будучи хорошими или очень хорошими студентами, иногда даже отличниками, они являлись признанными фаворитами в студенческой среде. Однако, как правило, им с трудом удается найти для себя хорошую работу: для одной они «слишком хороши», для другой (практической) совсем не годятся. Результатом неудачных поисков становится либо работа не по специальности, либо работа «в зоне компетентности», а иногда и уже последней. Другой категорией молодых специалистов можно считать тех, кто, придя в высшее учебное заведение, либо рано разочаровались в возможности получить там «подходящее для жизни» образование и предпочли обучение на практике, либо по экономическим соображениям оказались вынуждены большую часть своего академического времени посвятить разрешению материальных затруднений.
К концу академической поры они, по крайней мере, умеют что-то делать и уже давно самостоятельно зарабатывают, а значит потенциально имеют лучшие стартовые возможности при устройстве на работу после окончания университета. Однако и эту категорию молодых специалистов ожидают значительные сложности: их теоретическая подготовка скудна и несистемна, а практические навыки имеют ограниченную сферу применения.
Таким образом, хотя современный рынок действительно нуждается в молодых амбициозных специалистах, в целом, они оказываются мало подготовлены к практической деятельности.  Помимо неразвитости профессионального, общекультурного и общенаучного кругозора, технической  некомпетентности и плохого понимания механизмов действия рынка труда, им мешает собственный инфантилизм, который в пору студенческой жизни и с первое время после окончания университета проявляет себя в следующих феноменах. Во-первых, в страхе перед «разоблачением» и закономерным понижением самооценки в начале трудовой карьеры, из чего вытекает желание отсрочить момент встречи с реальностью профессиональной деятельности и рынка труда.
Во-вторых,  в вере в наивное предположение «меня все ждут» или страхе перед стереотипом «молодым не пробиться».
В-третьих, в надежде на «благополучное трудоустройство» за счет усилий родителей, знакомых, друзей, университетских преподавателей.
В-четвертых, в компенсации отсутствия профессионального опыта общественной активностью, ролью «хорошего студента» или открытом пренебрежении к получению системного образования.
В-пятых, в неумении использовать возможности для приобретения волонтерского опыта.
В-шестых, в неумении в процессе обучения в университете завязывать отношения, перспективные с точки зрения дальнейшего профессионального продвижения.
Все вышеперечисленные характерные черты инфантилизма, встречающегося в молодых специалистах становятся внутренним, субъективным препятствием на пути к взрослой жизни, личностной, социальной и профессиональной зрелости. В сознании молодого человека, как правило, имеется модель внешних преград и ограничений. Однако, в действительности, они существуют во внутреннем мире человека и обусловлены его нежеланием покидать сладкую обитель мечтаний и грез о прекрасном будущем, построенном руками доброго волшебника, и сталкиваться с социальной конкуренцией, а значит, необходимостью каждый раз подтверждать свое право на жизнь в обществе, действующем  по экономическим законам.

Какую стратегию выбрать сегодняшнему студенту, чтобы завтра быть востребованным профессионалом?

Важна «forma mentis» молодого человека: вместо подхода «Мне все должны, потому что я молодой» - смиренная ориентация на самостоятельное и ответственное управление собственной жизнью, профессиональной самореализацией, готовность к длительному периоду ученичества, к приобретению необходимых знаний и навыков самостоятельно. Молодому человеку будет полезно посвятить несколько первых лет своего студенчества усвоению фундаментальных основ науки, которую он изучает, обязательно обращая пристальное внимание на смежные фундаментальные дисциплины, родной и иностранные языки. Завоевав «безупречную репутацию», можно начать продвигаться в собственном направлении, согласно логике двойной морали. Необходимо развивать в себе чувствительность к живому источнику мастерства в других людях и быть крайне внимательным к любому его проявлению. Необходимо начать активно пробовать себя в качестве профессионала и учиться быть честным с собой в оценке собственного формирующегося профессионализма.

Как молодому специалисту осуществлять успешный самоменеджмент личностного и профессионального развития?

При установлении деловых отношений приучить себя каждый деловой контакт тестировать следующими вопросами: «Будет ли прибыль: что мне принесут отношения, в которые я вступаю? Обрету ли я деньги, здоровье, новый конструктивный опыт, стану ли я более зрелым как личность?»
Уметь заинтересовать в себе, производить благоприятное впечатление, нравиться собеседникам за счет практикуемого стиля делового общения и оправдывать сформированные ожидания. Быть гибким, но четким при определении условий сотрудничества. Не нужно стесняться называть стоимость своих услуг: это стимулирует оправдывать ее через постоянное повышение качества работы.
В процессе развития деловых отношений постоянно отслеживать результаты деловых контактов и их динамику. Не нужно испытывать иллюзий в случае, если возникает внутренне ощущение напрасной потери времени и сил. Всегда есть другие рынки. Предлагать лучший сервис в партнерских отношениях с действительно ценными людьми. Уметь обслуживать партнера, как VIP-клиента. Это придает деловым контактам неповторимый шарм и добавляет уверенности в их долгосрочности. Не слишком эмоционально сближаться с деловыми партнерами, сохранять дистанцию, дающую большую свободу в решении экономических вопросов. При прекращении отношений сохранять элегантность, не компрометировать ни себя, ни партнера.
Для функции развития и PR важно уметь: постоянно проводить мониторинг новых людей, перспективных с точки зрения развития деловых контактов с ними; оказываться в нужное время в нужном месте (там и тогда, где и когда принимаются решения, разделяются полномочия, обсуждаются планы на будущее); создавать хорошую репутацию нужным людям (иногда – открыто, иногда – незаметно для них самих), а через них – себе; не дарить ценные идеи даром, а управлять их реализацией с позиции выгоды для себя и для деловых взаимоотношений.
Интуиция в профессиональном развитии молодого специалиста становится источником вдохновения, здорового авантюризма и смелости при принятии решений. Однако важна техническая компетентность, способность реализовывать совершаемые выборы.
Молодому человеку нужна внутренняя мудрость, отвага и смирение для определения собственной, аутентичной стратегии жизни. Крайне важна фигура Учителя, при выборе которого интуиция как раз и играет ведущую роль (верю или не верю, ощущаю подлинность или нет).

По материалам сайта www.creativnost.ru

 

 

 

Самомотивация

Хочешь быть успешным – будь им! - Самомотивация

Мы и только мы решаем, выходить ли нам победителями из сложных ситуаций или обрекать себя на вечный проигрыш. Чтобы достичь успеха, важно сформировать у себя позитивное отношение к жизни. Речь идет вовсе не о «розовых очках», а об умении видеть положительное даже в тех обстоятельствах, что поначалу показались очень неблагоприятными. Как этого добиться?

Подробнее

Как вы думаете, почему одни добиваются успеха, а другие - нет? В конце статьи вы узнаете, о чем свидетельствует тот или иной ваш ответ.

Установки: позитив – негатив

Путник шел по дороге и увидел работающих каменщиков. «Что ты делаешь?» - спросил он первого. «Я кладу камни» - ответил тот. «А ты что ты делаешь?» - спросил путник второго каменщика. «Я работаю за две гривны в неделю». Увидел путник третьего строителя и обратился к нему со своим вопросом. «Я строю дворец, который простоит века».
Очевидно, что и работать эти каменщики будут с разным настроем. Есть даже продолжение этой истории: через некоторое время, ближе к концу дня, путник снова проходил мимо каменщиков. Двое были усталыми, печальными, еле двигались, а третий – был бодр и пел песни.
Существует специальный прием - рефрейминг, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под другим углом зрения. Классический пример этого представлен в известной байке: сидят пессимист и оптимист и пьют вино, перед ними стоит полбутылки вина. Пессимист говорит: «Уже половину выпили», - оптимист на это отвечает: «Зато еще половина осталась». Руководителю важно как самому владеть этим приемом, так и настраивать на умение видеть другую сторону событий своих сотрудников.
Сам по себе рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

  • Переформулирование с точки зрения позитива.

«Мне дали дополнительный проект, значит, мне доверяют, а я смогу проявить себя и получить продвижение в будущем» (вместо: «Я получаю дополнительную нагрузку за те же деньги»).

  • Использование ЗАТО, показ преимуществ, которые дает определенная ситуация или качество человека.

 «Я медлителен, зато все перепроверяю и не допускаю ошибок».

  • Постановка факта, человека или ситуации в выгодный для сравнения ряд.

«По сравнению с бухгалтерией наш отдел загружен гораздо меньше». «Я сейчас успеваю гораздо больше, чем три месяца назад».

  • Работа на контрастах с использованием ИЛИ.

«Что мне лучше, чтобы мне пообещали и не сделали, или сказали о реальных ресурсах?»
Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана, та сторона, которую мы показываем себе или другим, обязательно должна соответствовать действительности.

Нет - негативу!
Практически на каждого из нас постоянно обрушиваются сложности, нерешенные проблемы. Как справиться с этим потоком, не уходя в состояние постоянного стресса в и то же время оставаясь эффективным? Есть несколько хороших правил, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность:

  • Всегда, когда происходит что-то негативное, найти как минимум 3 позитивных последствия, которые можно извлечь из этой неприятности.
  • Развивать достоинства и нейтрализовать недостатки.

Недостатки – это только то, что нам реально мешает. Предположим, человек является интровертом и мучается от отсутствия коммуникативных навыков. Важно проанализировать, есть ли ситуации, в которых ему так уж необходимы эти навыки, или он прекрасно справляется с работой и без них. Если он легко может добиваться успеха при том наборе способностей, который у него реально есть, стоит ли сожалеть о своем якобы недостатке?
Другая ситуация: недостаток реально мешает человеку достигать успехов. В такой ситуации надо сказать себе: «Да, это недостаток. Что я могу сделать, чтобы он мешал мне как можно меньше?» Например, та же самая некоммуникабельность. Если основной вид деятельности не требует этого качества в обязательном порядке (как, например, продажи), то можно максимально вести переписку по электронной почте, минимально общаясь лично.
Достоинства же, напротив, надо развивать, как можно чаще попадая в ситуации, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.

  • Очень важно научиться не реагировать на негатив, исходящий от людей, которых вы не знаете, или знаете, но не уважаете, или понимаете их предвзятое отношение.

Допустим, вы проходите мимо тетки, сидящей на скамейке, и она нелестно отзывается о вашем внешнем виде. Будете расстраиваться? Если вы ответили утвердительно на этот вопрос, то вам надо поработать над четким определением вашей референтной группы (группы людей, чье мнение важно для вас). Если вы ответили отрицательно, вспоминайте этот пример всякий раз, когда станете болезненно реагировать и обижаться на людей, не входящих в вашу референтую группу.

  • Помните, что положительный настрой в ситуации, когда вы приступаете к сложной задаче – залог успеха.

Успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т.д.). А слабый продавец думает так: «Я сейчас буду отвлекать человека от его дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно».

  • Определите реальные ресурсы, которые обеспечат успех задуманного.

Надо честно ответить на вопрос, какими вы располагаете внутренними и внешними ресурсами для достижения поставленной цели. Есть и противоположный подход – обосновывать, почему это не должно получиться. Те, кто рассуждает именно так, обычно становятся неудачниками. Поэтому стоит всегда сначала детально продумать, что у вас есть, почему у вас получится достичь цели, и только потом можно просчитывать риски. Причем ставить вопрос следующим образом: «Что я могу сделать, чтобы нейтрализовать этот фактор риска?»

  • Умейте выходить из «отрицательного якорения».

Если несколько раз подряд мы оказываемся неуспешными в однотипных ситуациях, то происходит так называемое «отрицательное якорение», т.е. устойчивая ассоциативная связь любой подобной ситуации с отрицательными эмоциями. И в дальнейшем сама по себе ситуация или ее ожидание могут вызывать у нас негативный настрой и, как следствие – повышенную вероятность неудачи. Самый лучший выход – смоделировать подобную же ситуацию, но обязательно несколько раз закрепить у себя ее положительное восприятие. Например, человек учится водить машину. Оказываясь участником оживленного движения, попадая в пробки, где ему сигналят, он чувствует себя неуютно. Так вождение машины начинает прочно ассоциироваться у него с негативными эмоциями. Стоит сознательно поехать в тихое место, где вести машину будет легко, где можно слегка расслабиться и получить удовольствие и несколько раз такую ситуацию повторить. Другой пример: подготовка презентации требует многочасового, кропотливого и нудного сбора информации. Это раздражает. Есть риск, что этот вид деятельности навсегда будет связан с раздражением. Для разнообразия можно подготовить несколько простых презентаций, которые даются вам легко.

Что делать и кто виноват?
Есть в английском языке такое понятие – problem solver. По-русски это звучит более или менее коряво: решатель проблем, человек, склонный к решению проблем. Суть в том, что человек из многих различных вариантов действий выбирает именно решение проблемы. А многие предпочитают другие варианты: делать вид, что проблемы не существует, или паниковать, или перекладывать ответственность за выход из сложной ситуации на других. Склонность человека к самостоятельному решению проблем – одно из важнейших качеств в бизнесе. Соответственно, такие люди успешнее в карьере, им доверяют, их ценят.
Замечательно, когда вы уже такой человек. А если нет? Можно ли сформировать эту успешную модель поведения у себя? Отчасти можно. Если последовать определенному алгоритму действий:

  • Берем на себя реальную ответственность.
  • Приобретаем необходимые навыки решения конфликтных и сложных ситуаций в ходе тренингов или самообразования.
  • Даем себе четкие установки: если проблема возникла, во-первых, ее надо решать, а не избегать. Во-вторых, необходимо предложить варианты выхода из этой ситуации, проанализировать плюсы и минусы, а также вероятность успеха каждого из вариантов, и только после этого обратиться к мнению руководителя.

Есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при решении сложных ситуаций. Первый – это обращенность в будущее. Одной из самых типичных ошибок людей, попадающих в негативные ситуации, является попытка поиска виноватых, а также длительный анализ того, что было сделано раньше. Прошлое должно интересовать нас ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не то, почему сотрудник совершил ошибку, а как построить ситуацию, чтобы в будущем эта ошибка не повторилась.
Второй момент: прошлое необратимо, и когда мы постоянно «зависаем» в прошлом, у нас создается настроение безысходности, невозможности реально что-то изменить в лучшую сторону. Так что стоит отказаться от вопроса «Кто виноват?» и перейти к значительно более продуктивному «Что делать?».

Двое сотрудников одновременно приступили к работе в только что созданном отделе маркетинга. Один из них повел себя «позитивно» - проанализировал, что необходимо сделать для улучшения работы отдела и внес соответствующие инициативы. Другой – «негативно», упорно обсуждая со всеми неправильную с его точки зрения постановку системы маркетинга в компании и сложность ее усовершенствования. Кто из них добился успеха?

         Все это – не рецепт, а только руководство к действию, набор тех правил и приемов, которые помогут стать успешными в жизни, карьере, работе. Главное – стараться следовать им, постепенно превращая в привычку. «Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть», - сказал Ромен Роллан. Так что постарайтесь найти этот путь сами.

СВЕТЛАНА ИВАНОВА,
старший партнер, тренер – консультант KPGTrainingCenterIvanova & Lebedeva

Ну, а теперь ответ на вопрос, который прозвучал в начале:
Люди, которые объясняют успех целеустремленностью, знаниями, усилиями, какими-то реальными качествами (умом, упорством, коммуникабельностью и т.п.), имеют однозначные шансы добиться успеха. У того, кто говорит о везении, удаче, помощи других, связях и т.п., таких шансов гораздо меньше.

 

Стратегия поведения молодого специалиста

Стратегии поведения студента, выпускника и молодого специалиста на рынке труда в условиях кризиса

Подробнее

Нет сомнений в том, что сегодняшняя ситуация на рынке труда вызывает опасения не только у молодых специалистов, но и у профессионалов с большим опытом работы в различных сферах. Количество вакансий стремительно сокращается, в тоже время количество резюме, размещенных на порталах по поиску работы, значительно возрастает.
Тем не менее, не стоит опускать руки, необходимо приложить все усилия для того, чтобы ваш карьерный старт был ярким, а профессиональный рост - стремительным. Любая кризисная ситуация, как правило, всегда таит в себе новые неожиданные возможности для развития и перспективы. Важно лишь вовремя их увидеть и грамотно ими воспользоваться.
Успех студента, выпускника или молодого специалиста на современном рынке труда зависит от нескольких составляющих. Во-первых, от того насколько активную позицию при поиске работы, выстраивании своего карьерного вектора занимает молодой человек; во-вторых, от тех инвестиций в себя, которые он готов делать ежедневно (приобретение новых знаний, умений, навыков с целью повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда); и, в-третьих, от объема информации о существующих возможностях на современном молодежном рынке труда, которую сможет найти и использовать молодой специалист.
Единственно верных способов, позволяющих сориентироваться в непростой кризисной ситуации, естественно, нет и быть не может. Тем не менее, мы постараемся очертить спектр возможных решений.

Стратегия для студента
Если вы являетесь студентом первого и второго курса, то здесь вариант один, на наш взгляд, и он был бы таковым и не в рамках кризиса - учиться. С большой буквы «У». Это не значит, что в последующие годы необходимо прилагать меньше усилий в деле приобретения новых знаний, однако, на начальных курсах это особенно важно. Вы только постигаете основы своей будущей профессии, привыкаете к новому ритму и графику студенческой жизни, осваиваете нормы и правила, существующие в университете. Тем не менее, правильным будет посещать карьерно-образовательные мероприятия для студентов и молодых специалистов, проходящие в вашем учебном заведении и за его пределами, ярмарки вакансий. Таким образом, можно сформировать первое представление о рынке труда, о возможностях и перспективах в рамках той профессии, которую вы выбрали, узнать больше о смежных областях, в которых вы также могли бы развиваться, о потенциальных компаниях-работодателях для вас.
Если вы обучаетесь уже на третьем курсе – самое время начать свою профессиональную деятельность и здесь может быть несколько вариантов.

Ситуация 1.
Этот вариант подойдет тем студентам, для кого финансовый вопрос (вопрос заработка) стоит не особенно остро. В ОрелГИЭТ существует возможность прохождения производственной практики на четвертом/пятом курсах. Подойдите к этому вопросу основательно, рассмотрите варианты, которые предлагает вуз. Помимо этого, многие работодатели на сегодняшний момент, не желая прерывать связи с молодыми специалистами, понимая необходимость привлечения молодых кадров в любой ситуации, открывают программы стажировок, предлагают возможности прохождения практики. Информацию о подобных программах вы всегда сможете найти на карьерных сайтах для студентов, выпускников и молодых специалистов. С финансовой точки зрения – такие программы предполагают либо скромное вознаграждение, либо проводятся на бесплатной основе. По этому поводу не стоит расстраиваться, вы получаете бесценный опыт работы, который в будущем поможет вам в трудоустройстве. Участие в подобных программах даст вам возможность написать о вашем опыте в резюме в разделе «опыт работы», тем самым повышая вашу привлекательность для последующих работодателей.

Ситуация 2.
Если на данном этапе для вас вопрос финансовый не менее значим, чем вопрос карьерного развития, можно выбрать следующий вариант. Сейчас существуют возможности так называемой «подработки» в сервисных организациях, либо на позициях курьера, мерчендайзера, промоутера и т.п. Информацию о таких вакансиях также можно найти на карьерных сайтах в разделах «студентам», «временная работа». Такая работа носит либо разовый характер, либо предполагает гибкий график, позволяющий совмещать работу и учебу. Тем не менее, не стоит забывать и о карьерном развитии, стажерские программы и программы прохождения практики также не стоит упускать из вида, поучаствовать в тех из них, которые проходят летом, в период студенческих каникул.

Стратегия для выпускника
В данном случае многое зависит от того, есть ли у Вас опыт работы к моменту получения диплома и выхода за стен Аlma mater.

Ситуация 1. Нет опыта работы
Если у Вас нет опыта работы, но вы имеете представление, в каких примерно компаниях хотели бы работать – выясните, есть ли в этих компаниях возможности прохождения преддипломной практики. Возможно, по итогам ее прохождения вам предложат остаться на постоянную работу.
Если у вас нет опыта работы, то, скорее всего, вы усердно учились, и представляете интерес для работодателей не только в бизнесе, но и в академической среде. Вы можете рассмотреть возможность поступления в аспирантуру, в будущем пополнить преподавательский состав вашего учебного заведения. Помимо этого в вузе могут быть и административные вакансии, где нужны молодые специалисты. Не упускайте и этот шанс.

Ситуация 2. Есть опыт работы
Если у вас к настоящему моменту есть опыт работы по специальности (или не по специальности, но в той сфере, в которой вы хотели бы развиваться), то это ваше конкурентное преимущество. Тщательно подойдите к составлению резюме, продумайте ваши сильные стороны в выбранной сфере. Оцените ситуацию на рынке труда по выбранному сегменту, рассмотрите смежные сферы деятельности, возможно, там сейчас наблюдается больший спрос. Варианты, предложенные в предыдущей ситуации, также могут быть актуальны и в вашем случае.

Стратегии для молодого специалиста
Если вы покинули стены родного университета уже около двух – трех лет назад, имеете опыт профессиональной деятельности, то – информация ниже – для вас.

Ситуация 1. Есть работа, но она не очень устраивает.
Порой бывает так, что тот вид деятельности, которым вы занимаетесь сейчас, не очень вас устраивает. Стоит ли менять работу в ситуации кризиса? Здесь, скорее всего, два пути.
Можно, к примеру, начать активный поиск, ориентируясь на те компании, которые кризис затронул в меньшей степени, чем остальные. Вполне возможно, что вас ожидает успех, но будьте готовы принять на себя риски кризисной ситуации. Возможно, что новая компания также окажется в сложном положении.
Второй вариант – найти позитивные моменты в той деятельности, которую вы сейчас ведете. Возможно, вы сможете предложить руководству новые проекты, которые будут интересны лично вам с точки зрения развития, или попросите подключить вас к другим проектам. Многофункциональные специалисты сегодня в цене. Постарайтесь работать эффективно, получая многое, развиваясь и вкладывая силы в эту работу. Возможно, ваш взгляд изменится или вы примете решение о смене работы в более спокойные времена.

Ситуация 2. Есть опыт, но нет работы.
Займите активную позицию, выделите те сферы, где вы могли бы быть наиболее востребованы с имеющимся опытом работы. Не переживайте, если вам придется снизить ваши ожидания оплаты труда по сравнению с предыдущим местом работы и амбиции, если придется быть более гибким к условиям, предлагаемым работодателем. Это временно.
Также необходимо присмотреться внимательно к себе, понять, что вы умеете делать лучше всего? Возможно, в период кризиса, ваше хобби станет вашим источником заработка, станет базой для открытия в будущем собственного дела.
Конечно же, все, о чем мы рассказали здесь – лишь основа, некоторые из тех возможностей, которые существуют. Каждая ситуация – уникальна. Главное, не отчаивайтесь ни при каких обстоятельствах и помните: «Дорогу осилит идущий…».

Календарь событий :