Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Учебно-методическая работа

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Основной целью учебно-методической работы кафедры маркетинга и торгового дела является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.  В соответствии с существующей в Вузе системой нормативной и учебной регламентации кафедра обеспечивает все основные формы учебного процесса: лекции, практические и семинарские занятия, курсовые работы и проекты, контроль самостоятельной работы студентов, производственную и преддипломную практику, рефераты, зачеты и экзамены. При обучении студентов широко применяются: учебные пособия на основе курсов лекций, читаемых преподавателями кафедры; методические указания к курсовым проектам и работам; методические указания для выполнения отчета по практике (производственной, преддипломной); инструкции для самостоятельного изучения теоретического курса; практикумы и учебные пособия по решению задач; тестовые задания. В целом – это единый учебно-методический комплекс, позволяющий качественно выполнять все виды учебной работы.

Кафедра обеспечивает учебный процесс по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования», «Управление маркетингом», «Международный маркетинг», «Поведение потребителей», «Региональный маркетинг», «Политический маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Маркетинговое консультирование», «Стратегический маркетинг», «Инновационный маркетинг», «Маркетинг. Компьютерное моделирование», «Поведение потребителей и маркетинговые исследования», «Маркетинг продовольственных товаров», «Специальный маркетинг непродовольственных товаров», «Маркетинг в общественном питании», «Маркетинг персонала», «Логистика», «Биржевое дело», «Организация и техника внешнеторговых операций», «Организация, проектирование и управление торговой деятельностью», «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности», «Управление закупками на региональном рынке товаров и услуг», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ», «Стратегическое и оперативное планирование коммерческой деятельности», «Основы маркетинга», «Конъюнктурные исследования в коммерческой деятельности», «Механизмы  государственного и муниципального управления в экономике общественного сектора», «Управление внутрикорпоративными взаимодействиями», «Методы исследования и управления бизнес-проектами», «Маркетинг», «Поведение потребителей», «Коммерческая деятельность», «Организация, технология и проектирование предприятий», «Организация и управление коммерческой деятельностью», «Риски в профессиональной деятельности» и другие.

Преподавателями кафедры разработаны авторские курсы лекций и практических занятий по дисциплинам: «Маркетинговые исследования» (учебник «Маркетинговые исследования рынка» допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего и профессионального образования, обучающихся по специальности Маркетинг (по отраслям)); «Поведение потребителей» (учебник «Поведение потребителей» допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего и профессионального образования, обучающихся по специальности Маркетинг (по отраслям)); «Политический маркетинг»; «Основы маркетинга», «Таможенное дело» (учебное пособие «Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, гриф УМО РАЕ», учебное пособие «Таможенное дело и декларирование внешнеторговых грузов») и др.

В практике преподавания дисциплин кафедры активно используются как традиционные (лекции, практические), так и инновационные формы, методы и технологии (специализированные компьютерные программы, выездные занятия, дискуссионные площадки, деловые игры, «мозговые штурмы» и т.д.).

В целях развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподаватели кафедры осуществляют разработку учебных и учебно-методических пособий. 

Обучение студентов осуществляется по очной, заочной, очно-заочной и сокращенной формам обучения. 

При организации учебного процесса используется трехкомпонентная структура:

  • аудиторные занятия (лекции, практические и семинарские занятия);
  • самостоятельная работа,
  • контрольные мероприятия (зачет, экзамен).

С целью активизации познавательной деятельности студентов во время практических занятий проводятся круглые столы по определенным проблемам, заслушиваются рефераты и сообщения студентов на актуальные темы. Также во время занятий проводятся разборы практических ситуаций и кейсов, организуются деловые игры.

Важное место в организации учебного процесса занимает индивидуальная и самостоятельная работа со студентами по усвоению знаний из источников различного характера (периодической печати, монографий). Контроль самостоятельной работы осуществляется на практических занятиях, а также во время индивидуальных занятий, консультаций и экзамена.

В преподавании дисциплин кафедра маркетинга и торгового дела использует следующие инновационные методы: ситуационный анализ, «читательская конференция», имитационные, ролевые и деловые игры, разработка бизнес-проекта, кейсы метод и др. Кроме того, при проведении  деловых и ролевых игр применяется технология видео обратной связи. В качестве позитивного момента в направлении информатизации учебного процесса следует отметить активное использование преподавателями и студентами средств электронной связи, что значительно ускоряет коммуникационные процессы во внеучебное время.

Лекционные занятия преподавателями кафедры проводятся с использованием современных информационных технологий и вычислительной техники. За кафедрой закреплена аудитория - инновационная лаборатория. Презентация лекционного материала в программе PowerPoint значительно увеличивает диапазон времени на детальное пояснение  студентам и возможность оценки степени усвоения  материала в виде обратной связи.

Ориентация учебного процесса на практическую деятельность выпускников занимает существенное место в рамках кафедральной работы. К основным формам данной работы относятся бизнес-практикумы, проблемные практические и семинарские занятия, а также бизнес-семинары. Проведение подобных занятий стало хорошей традицией кафедры. За последние годы были приглашены представители различных сфер маркетинговой и торговой деятельности.  По результатам проводимых конференций и круглых столов были выделены студенты, которых представители компаний пригласили для дальнейшей совместной работы по реализации предложенных ими  проектов.

По каждому проекту ребята обосновывали маркетинговые планы,  отвечали на вопросы,  дискутировали, задавали вопросы гостям и  получили их оценку.

Подобное сотрудничество бизнеса и образования, все больше практикуется в нашем Вузе как одна из форм  инновационных образовательных технологий.  Студенты – будущие выпускники -  вовлекаются в творческий процесс принятия решений, знакомятся с требованиями будущих работодателей и демонстрируют свои знания и навыки. Потенциальные работодатели имеют реальную  возможность  не только «присмотреть» себе будущих работников, но и указать на  требования, которые они предъявляют сегодня к рынку труда.  Профессорско-преподавательский состав и вуз в целом получает неоценимую информацию о векторе подготовке специалистов, требующихся сегодня на рынке труда, и дополнительный канал трудоустройства своих выпускников, что  повышает его конкурентоспособность.

Для повышения эффективности учебного процесса в рамках практических занятий по дисциплинам: «Организация коммерческой деятельности на предприятии (по отраслям и сферам применения)» (доц. Скворцова Н.А.), «Предпринимательство» (доц. Соболева Ю.П.), «Торговое дело» (доц. Конобеева О.Е.), «Маркетинг» (доц. Лебедева О.А.), «Инновационный маркетинг» (доц. Макарова Т.Н.) и другие, преподаватели кафедры маркетинга и торгового дела проводятся экскурсионные мероприятия, целью которых является ознакомление с особенностями технологии производства, реализации, мерчендайзинга, формирования ассортимента товаров, рекламы и т.д. на предприятиях торговли, промышленности и бизнеса в целом Орловской области и других крупных городов и областей.

Календарь событий :