Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Учебно-методическая работа

Основной целью учебно-методической работы кафедры маркетинга и торгового дела является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса. В соответствии с существующей в Вузе системой нормативной и учебной регламентации кафедра обеспечивает все основные формы учебного процесса: лекции, практические и семинарские занятия, курсовые работы и проекты, контроль самостоятельной работы студентов, производственную и преддипломную практику, рефераты, зачеты и экзамены. При обучении студентов широко применяются: учебные пособия на основе курсов лекций, читаемых преподавателями кафедры; методические указания к курсовым работам; методические указания для выполнения отчета по практике (учебной, производственной, преддипломной); инструкции для самостоятельного изучения теоретического курса; практикумы и учебные пособия по решению задач; тестовые задания. В целом – это единый учебно-методический комплекс, позволяющий качественно выполнять все виды учебной работы. 

Кафедра обеспечивает учебный процесс по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей», «Маркетинг в инновационной сфере», «Маркетинг персонала», «Логистика», «Биржевое дело», «Организация и техника внешнеторговых операций», «Организация и технология торговой деятельности», «Предпринимательство», «Международная торговля и декларирование внешнеторговых грузов», «Международная политика и декларирование внешнеторговых грузов», «Маркетинг информационных систем и технологий», «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности», «Управление закупками на региональном рынке товаров и услуг», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ», «Управление торгово-технологическими процессами», «Стратегическое и оперативное планирование коммерческой деятельности», «Конъюнктурные исследования в коммерческой деятельности», «Инновационные бизнес-коммуникации», «Организация торговой деятельности на рынке товаров и услуг», «Управление информационно – логистическими системами на предприятии», «Управление закупками и запасами в логистических системах», «Рынки ИКТ и организация продаж», «Коммерческая деятельность», «Технология и проектирование предприятий сферы коммерции», «Транспортно-складское обеспечение коммерческой деятельности и логистики», «Риски в профессиональной деятельности», «Формирование политики и имиджа предприятия», «Управление бизнес-технологиями в коммерческой деятельности», «Логистические технологии на рынке товаров и услуг» и другие. 

Преподавателями кафедры разработаны авторские курсы лекций и практических занятий по дисциплинам:  

  • «Маркетинговые исследования» (учебник «Маркетинговые исследования рынка» допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности Маркетинг (по отраслям));  

  • «Поведение потребителей» (учебник «Поведение потребителей» допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по группе специальностей «Экономика и управление»; учебное пособие «Поведение потребителей» допущено Министерством образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Маркетинг, Коммерция (торговое дело));  

  • «Таможенное дело» (учебное пособие «Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, гриф УМО РАЕ»); 

  • «Биржевое дело»  (учебное пособие «Биржевое дело», гриф УМО РАЕ») и др.  

В практике преподавания дисциплин кафедры активно используются как традиционные (лекции, практические), так и инновационные формы, методы и технологии (специализированные компьютерные программы, выездные занятия, дискуссионные площадки, деловые игры, «мозговые штурмы» и т.д.). 

В целях развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподаватели кафедры осуществляют разработку учебных и учебно-методических пособий. По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, изданы необходимые учебно-методические материалы, в том числе и в электронной форме. Это позволяет повысить обеспеченность студентов методическими материалами и улучшить качество образовательного процесса. 

Обучение студентов осуществляется по очной, заочной, очно-заочной  формам обучения по направлениям подготовки:  

  • 38.03.06 Торговое дело профиль «Коммерческая деятельность»; 

  • 38.04.06 Торговое дело профиль «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг», «Логистические системы в сфере коммерции», «Организация маркетинговой деятельности на предприятии».  

При организации учебного процесса используется трехкомпонентная структура: 

  • аудиторные занятия (лекции, практические и семинарские занятия); 

  • самостоятельная работа, 

  • контрольные мероприятия (зачет, экзамен). 

С целью активизации познавательной деятельности студентов во время практических занятий проводятся круглые столы по определенным проблемам, заслушиваются рефераты и сообщения студентов на актуальные темы. Также во время занятий проводятся разборы практических ситуаций и кейсов, организуются деловые игры. Важное место в организации учебного процесса занимает индивидуальная и самостоятельная работа со студентами по усвоению знаний из источников различного характера (периодической печати, монографий). Контроль самостоятельной работы осуществляется на практических занятиях, а также во время индивидуальных занятий, консультаций и экзамена. 

Преподаватели кафедры принимают участие в разработке программ и преподавании на курсах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке слушателей («Маркетинг и торговое дело» - все преподаватели кафедры, «Управление государственными и муниципальными закупками» - АО «Орелоблэнерго» - Конобеева О.Е., «Выбор поставщиков» - Скворцова Н.А.). 

В преподавании дисциплин кафедра маркетинга и торгового дела использует следующие инновационные методы: ситуационный анализ, «читательская конференция», имитационные, ролевые и деловые игры, разработка бизнес-проекта, кейсы метод и др. Кроме того, при проведении деловых и ролевых игр применяется технология видео обратной связи. В качестве позитивного момента в направлении информатизации учебного процесса следует отметить активное использование преподавателями и студентами средств электронной связи, что значительно ускоряет коммуникационные процессы во внеучебное время. 

Лекционные занятия преподавателями кафедры проводятся с использованием современных информационных технологий и вычислительной техники. За кафедрой закреплена аудитория - инновационная лаборатория. Презентация лекционного материала в программе PowerPoint значительно увеличивает диапазон времени на детальное пояснение студентам и возможность оценки степени усвоения материала в виде обратной связи. 

Ориентация учебного процесса на практическую деятельность выпускников занимает существенное место в рамках кафедральной работы. К основным формам данной работы относятся бизнес-практикумы, проблемные практические и семинарские занятия, а также бизнес-семинары. Проведение подобных занятий стало хорошей традицией кафедры. За последние годы были приглашены представители различных сфер маркетинговой и торговой деятельности. По результатам проводимых конференций и круглых столов были выделены студенты, которых представители компаний пригласили для дальнейшей совместной работы по реализации предложенных ими проектов. 

По каждому проекту ребята обосновывали маркетинговые планы, отвечали на вопросы, дискутировали, задавали вопросы гостям и получили их оценку. 

Подобное сотрудничество бизнеса и образования, все больше практикуется в нашем Вузе как одна из форм инновационных образовательных технологий. Студенты – будущие выпускники - вовлекаются в творческий процесс принятия решений, знакомятся с требованиями будущих работодателей и демонстрируют свои знания и навыки. Потенциальные работодатели имеют реальную возможность не только «присмотреть» себе будущих работников, но и указать на требования, которые они предъявляют сегодня к рынку труда. Профессорско-преподавательский состав кафедры и вуз в целом получает неоценимую информацию о векторе подготовке специалистов, требующихся сегодня на рынке труда, и дополнительный канал трудоустройства своих выпускников, что повышает его конкурентоспособность. 

Для повышения эффективности учебного процесса в рамках практических занятий по дисциплинам: «Организация торговой деятельности на рынке товаров и услуг» (доц. Скворцова Н.А.), «Управление закупками и запасами в логистических системах» (доц. Конобеева О.Е.), «Маркетинговые исследования» (доц. Лебедева О.А.), «Поведение потребителей» (доц. Макарова Т.Н.) и другие, преподаватели кафедры маркетинга и торгового дела проводятся экскурсионные мероприятия, целью которых является ознакомление с особенностями технологии производства, реализации, мерчандайзинга, формирования ассортимента товаров, рекламы и т.д. на предприятиях торговли, промышленности и бизнеса в целом Орловской области и других крупных городов и областей.

Календарь событий :