Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Отчет о результатах работы ЦМиСТВ ОрелГИЭТ в 2011-2012 учебном году

Результаты работы отдела в 2011/2012 учебном году:

1. В течение учебного года осуществлялось взаимодействие с органами государственной власти Орловской области. Организован ежемесячный трансферт информации о трудоустройстве выпускников ОрелГИЭТ в Управление образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области.

2. Организован ежемесячный трансферт информации о распределении выпускников по каналам занятости Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Министерства образования и науки РФ.

3. Подготовлена и реализована программа маркетингового исследования требований и удовлетворенности студенческой аудитории 5 курса уровнем и качеством услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ (ноябрь 2011г.). По результатам исследования составлен отчет, утвержденный ректором ОрёлГИЭТ 27.12.11. Результаты мониторинга:

Мониторинг осуществлен в ноябре 2011г. Подготовлен и проведен социологический опрос студентов 5 курса всех факультетов Цель опроса заключалась в выявлении степени удовлетворенности и требований внутренних потребителей объемом и качеством услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ. Для отражения объективности в качестве опрашиваемых респондентов были выбраны студенты 5 курса, имеющие наибольший опыт вузовской жизни, со сложившимися представлениями и жизненными приоритетами. В анкетировании приняли участие 400 студентов (64,62% от общей численности студентов 5 курса).

Предложенная студентам анкета включала 43 вопроса, значимые для анализа требований и удовлетворенности и затрагивающих различные аспекты жизни студенчества и деятельности вуза. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.
Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ, как образовательных, так и связанных с научной, инновационной, воспитательной работой со студенческой аудиторией. Общее качество образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ, пятикурсники оценили в 8,64 балла. Степень соответствия ожиданиям студентов качества преподавания по предлагаемым вузом специальностям было оценено в 8,33 балла. 8,04 балла – настолько ОрелГИЭТ оказался способен удовлетворить образовательные запросы будущих выпускников. Удовлетворенность информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам – библиотека, внутренняя сеть…), увы, получила среднюю оценку – 7,58.

Особого внимания требуют ответы на вопросы, касающиеся организации производственного обучения студентов, возможности реализовать себя в ходе производственных практик, уровня практической подготовки. Так, если уровень своей теоретической подготовки будущие специалисты оценили в 8,12 баллов, то вот практической подготовки значительно ниже (показатель близок к среднему) – 6,52%, готовность работать по специальности именно сейчас (не имея пока диплома о высшем образовании) – 6,2 балла. Удовлетворенность выбранной специальностью – 8,8 балла. Здесь необходимо акцентировать внимание на то, что этот вопрос задавался студентам, многие из которых уже работают и/или имеют определенный опыт поиска работы, в том числе и по своей специальности. Эффективность организации производственной практики студенты оценили – всего в 6,11 балла. Данная оценка значительно варьируется по факультетам. Столь средняя оценка, на наш взгляд, может быть связана с тем, что подход руководителей разных предприятий, принимающих наших студентов на производственную и преддипломную практику, различается. Руководители предприятий и организаций, заинтересованные в молодых специалистах, обеспечивают достойные условия для будущих выпускников, способствуя получению ими необходимых практических навыков работы на предприятии. В обратном случае (при отсутствии подобной заинтересованности) – производственная практика проходит формально, не обеспечивая студентам должного уровня удовлетворенности. При этом 11% респондентов готовят дипломные проекты по заказу предприятий и организаций.

Большинство опрошенных (69%) указали, что их выпускная квалификационная работа содержит практическую составляющую.  38% пятикурсников указали в анкете, что их дипломная работа содержит раздел по инноватике.

Кроме того, об активной научной работе студентов могут свидетельствовать следующие данные. Чуть менее половины опрошенных студентов (44,5%) указали, что за время обучения в вузе активно осуществляли научную работу, принимая участие в конкурсах студенческих проектов вуза и региона.
Учебные занятия, подготовка к ним, самостоятельное изучение дисциплин курса занимали и занимаю важное место в жизни опрашиваемых. Пятикурсники степень их значимости оценили достаточно высоко – 9,3 балла. Степень удовлетворённости предложенным вузом учебным планом подготовки, его способность обеспечить качественную подготовку по выбранной специальности в среднем были оценены в 8,6 баллов; в 8,23 балла были оценена достаточность полученных в ОрёлГИЭТ знаний и компетенций по основной специальности для будущей работы. При этом 38,5% опрошенных намерены получить дополнительное образование по другой специальности, 27,5% считают, что образование, полученное в ОрёлГИЭТ, и выбранная специальность достаточны для последующей успешной самореализации в профессии.

Целый ряд вопросов анкеты был направлен на выяснение отношения пятикурсников к организации учебно-воспитательной работы на факультетах, культурной жизни в институте. Удовлетворенность культурной жизнью в институте будущие выпускники оценили в 7,4 балла, организацию учебно-воспитательного процесса – в 7,35 балла. Представление о своих правах как студента оценено респондентами на уровне 7,66 балла. При этом подавляющее большинство студентов (78%) считают, что в ОрёлГИЭТ нет организации, реально представляющей права студентов. 73% опрошенных пятикурсников, считают, что студенты должны принимать участие в управлении факультетами. Вместе с тем, лишь 39,5% обсуждали в группе (на курсе) проблемы управления факультетами. Данный факт следует рассматривать как свидетельство необходимости развития системы студенческого самоуправления, как в рамках отдельных факультетов, так и вуза в целом.

Об организации кураторской работы свидетельствуют  следующие данные. Куратора своей группы знают 84,5% студентов, затруднились с ответом на данный вопрос 5,5% опрошенных. Интересны ответы на вопрос «Кто он (куратор) в большей степени, на Ваш взгляд?». Для большинства знающих куратора своей групп, он – преподаватель (54,04%), педагог-наставник (37,89%), личность (34,78%). Подобные обстоятельства позволяют предположить, что в основном кураторская работа осуществляется в аудиторное время, в рамках занятий. Доминирующее же отношение со стороны преподавателей (шкала: 1(неуважение)-10(уважение)), по мнению студентов, составляет 7,98 балла, со стороны администрации факультетов – примерно столько же (7,93).

В целом же соответствие ОрёлГИЭТ представлению об идеале высшего образования оценено всего в 7,5 баллов.

Несмотря на то, что студенты дали оценки, тяготящими к средним, или достаточно высокие оценки по рассмотренным параметрам работы вуза, они отличаются от оптимальных (естественно, что желательный для нас показатель должен был бы составить 9-10 баллов). Кроме того, студенческие ответы отличались, на наш взгляд, существенным разбросом – от 5-6 до 9-10 баллов, в том числе и по факультетам (таблица 1).

 

Таблица 1. – Уровень и качество услуг в Орловском государственном институте экономики и торговли глазами студентов

Номер вопроса анкеты

Формулировка вопроса

Бальная оценка
(оценки предполагались от 1 до 10 баллов, где 1- низшая степень, 10 – высшая)

Финансово-экономический факультет

Факультет учета и информационных технологий

Факультет бизнеса и рекламы

Факультет управления

Инженерно-технологический факультет

1.

Оцените качество образовательных услуг на вашем факультете в целом.

8,55

8,27

8,6

9,43

7,71

2.

Соответствует ли Вашим ожиданиям качество преподавания  на Вашей специальности?

8,16

8,73

8,82

8,59

6,95

3.

Как Вы считаете, насколько Ваш вуз способен удовлетворить Ваши образовательные запросы?

8,23

7,24

8,03

7,49

7,04

4.

Насколько Вы удовлетворены информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам).

7,68

8,58

7,32

7,45

6,33

7.

Как бы Вы оценили уровень Вашей теоретической подготовки по Вашей специальности (направлению)?

7,88

9,18

8,0

8,12

7,38

8.

Практической подготовки?

54,8

7,39

5,75

7,35

6,61

9.

Насколько эффективно, на Ваш взгляд, организована производственная практика на Вашей специальности?

6,13

6,24

4,78

7,02

6,0

12.

Насколько Вы готовы работать по специальности сейчас?

5,78

6,88

6,28

6,82

5,0

13.

Насколько Ваш вуз соответствует Вашему представлению об идеале высшего образования?

7,29

6,94

7,46

7,98

6,14

14.

Какое место занимала учеба в вузе в Вашей жизни (учебные занятия, подготовка к ним)?

9,35

9,7

9,35

9,31

9,28

16.

Насколько предлагаемый Вам учебный план по специальности удовлетворяет Вас, способен помочь Вам стать хорошим специалистом?

8,39

9,03

8,53

8,51

7,23

17.

Насколько Вам, на Ваш взгляд, хватит знаний и компетенции по основной специальности в будущей работе?

7,87

8,79

7,6

9,33

6,8

20.

Насколько Вы удовлетворены культурной жизнью в университете?

6,75

8,0

7,21

76,92

5,23

21.

Насколько часто у Вас возникали конфликты в группе?

1,27

2,27

1,64

1,88

2,04

22.

Бывали ли конфликты с преподавателями?

1,45

2,0

1,42

1,71

1,71

24.

Насколько Вы хорошо представляете себе свои права как студента?

7,55

7,82

7,53

7,69

7,8

25.

Доминирующее отношение к вам со стороны преподавателей в целом?

7,93

7,42

8,35

7,9

8,71

26.

Со стороны администрации факультета?

8,15

7,12

8,5

7,45

8,8

29.

Насколько Вы удовлетворены выбором специальности в вузе?

9,55

8,09

8,67

8,57

8,57

38.

Оцените организацию учебно-воспитательного процесса на факультете?

7,72

8,3

7,57

6,65

7,61

Информация, приведенная в таблице, свидетельствует, что наименьшую степень удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, продемонстрировали студенты факультета бизнеса и рекламы и инженерно-технологического факультета. Наиболее «удовлетворенной» аудиторией оказались студенты факультета управления и финансово-экономического факультета, давшие наиболее высокие оценки по предложенной шкале.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают полученные результаты по 1, 3, 7, 8, 9, 13 вопросам предложенной анкеты. Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обнаруживают слабые места в его работе. В частности речь идет об организации производственного обучения и производственных практик. Студенты всех факультетов дали наименьшие оценки именно по данному параметру работы образовательного учреждения. Ещё одним досадным фактом является то, что студенты пятого курса плохо знакомы с уставом ОрёлГИЭТ, вследствие чего весьма неопределенно представляют свои права как студентов. При этом только 22% опрошенных уверены, что в вузе существует организация, представляющая права студентов. 73% пятикурсников уверены, что студенты должны участвовать в управлении факультетом, но лишь 39,5% указали, что проблемы управления факультетом обсуждаются в студенческих группах.

Не лучшим образом организована и кураторская работа со старшекурсниками. К сожалению, 19,5% студентов-пятикурсников не знают куратора своей группы или затрудняются его назвать.

Если рассмотренные выше результаты анкетирования отражали в основном степень удовлетворенности студентов, то результаты опроса по следующим позициям (вопросы 18, 19) позволяют уточнить требования потребителей образовательных услуг ОрёлГИЭТ к его деятельности.

Итак, вопрос 18 «Знания, в каких областях, Вы бы хотели получить дополнительно в вузе?»  имел характер множественного выбора. Полученные студенческие ответы представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. – Дополнительные знания, востребованные студентами ОрёлГИЭТ

Область знания

% студентов, указавших необходимость дополнительных знаний по заданному перечню

Финансово-экономический факультет

Факультет учета и информационных технологий

Факультет бизнеса и рекламы

Факультет управления

Инженерно-технологический факультет

По вузу в целом

1. экономика

10,32

19,23

7,14

25,47

8,58

29

2. право

21,29

25

32,14

22,64

11,43

41,5!

3. коммуникации

13,55

9,62

21,42

8,49

8,58

22

4. психология

21,29

9,62

35,71

9,43

11,43

31!

5. иностранные языки

22,58

17,3

50

17,92

22,85

42,5!

6. эстетика

4,52

7,69

7,14

2,83

5,71

9

7. медико-оздоровительные знания

6,45

7,69

10,71

11,32

31,42

19,5

Как свидетельствуют данные табл. 2, дополнительные знания востребованы студентами ОрёлГИЭТ, в первую очередь, в области права, психологии, иностранных языков. По данным дисциплинам было бы уместно организовывать дополнительные занятия в форме факультативов, дополнительно проинформировать студентов об организованных в вузе курсах иностранных языков, о работе штатного психолога.

Вопрос 19 «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?» носил открытый характер. Здесь были указаны (табл. 3):

 

Таблица 3. – Недостатки вуза глазами студентов


Ответы на вопрос «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?»

Всего студентов

1. Дополнительной практической подготовки и производственного обучения

12,5%

2. Возможности совмещать учёбу и работу

4%

3. Второго иностранного языка

1%

4. Курсов 1С

1,5%

5. Лучшей материально-технической базы и инновационного оборудования

6%

6. Гарантированного трудоустройства после окончания вуза

1%

7. Экскурсий на предприятия

2%

8. Качественно организованного питания (нет хорошей столовой)

2%

9. Общения с куратором

1,5%

10. Культурных мероприятий

0,5%

11. Спортивных мероприятий

1,5%

Указали студенты факультета бизнеса и рекламы, и финансово-экономического факультета.

На данный вопрос ответили 136 человек из 400 опрошенных (34%). Полученные результаты подтверждают полученные выше выводы о недостаточной удовлетворённости студентов практической подготовкой  и наличием возможности производственного обучения. Многие респонденты сетуют на скромные возможности использования инновационного оборудования. Сглаживает данные факты то, что, оценивая по 10-тибальной шкале степень неудовлетворенности тем или иным обстоятельством, в рамках ответа на данный вопрос ни одни из студентов не указал балл, превышающий 5, а и то, что многими студентами данный вопрос был пропущен, то есть в жизнедеятельности вуза особых недостатков они не видят.

Блок вопросов-ответов (вопросы 27-37) связан с трудоустройством студентов ОрёлГИЭТ и имеет особую значимость, поскольку отражает конкурентоспособность специалистов, подготовленных нашим вузом, на рынке труда, а также способность института удовлетворять его требованиям.

Согласно анкетным данным 26,5% пятикурсников на момент проведения мониторинга работали, причем 20% из них работают по своей специальности. Желание будущих выпускников работать именно по выбранной специальности оценить однозначно оказалось несложно. По предложенной шкале на вопрос «Вы определились, будете работать по специальности?» была получена оценка в 7,05 баллов. Оценка удовлетворенности выбором специальности в вузе (вопрос 29) также даже выше – 8,66 балла.

С местом будущей работы определились 12,5% студентов, затруднились  с ответом 44%, нет – ответили 43,5% респондентов (на наш взгляд, это неплохой показатель, так как студенты 5 курса ещё не проходили производственную и преддипломную практику, а, как показывает опыт предыдущих периодов, именно благодаря производственным и преддипломным практикам работу находят до 50% выпускников). Насколько пятикурсников устроит работа по специальности, можно судить по ответам на вопрос 32. Здесь предполагалось оценить, насколько работа по специальности удовлетворит респондента; оценки осуществлялись по 10-тибальной шкале. Средний балл составил – 7,69.

Опрошенные пятикурсники уверенно смотрят в будущее и на вопрос «Насколько сложно найти место работы?» указали поразительно низкие оценки – средний балл составил всего 2,71. (Шкала оценок: 0 – не сложно – 10 – крайне сложно).

По мнению студентов 5 курса основными препятствиями в поиске работы по своей специальности являются:

  1. отсутствие стажа – названо 79% опрошенных;
  2. отсутствие связей – 40,5%;
  3. нет спроса на специальность – всего 9% (18 студентов финансово-экономического факультета, 2 студент факультета учета и информационных технологий, 6 студента факультета управления, 2 студента инженерно-технологического факультета 6 студента факультета бизнеса и рекламы);
  4. не устраивает зарплата – 10%.
  5. другое – не законченное высшее образование – 2%

Выше было отмечено, что студенты ОрёлГИЭТ очень часто находят место трудоустройства благодаря производственной практике. Данные, полученные в ходе опроса, подтвердили этот факт. Так из 106 работающих студентов работа 54 (50,94%) связана с местами производственной практики в вузе. Хотя значимость вуза в трудоустройстве студенты оценили неоднозначно, по 10-тибальной шкале роль вуза в трудоустройстве была оценена на 4,39 балла.

Что касается методов поиска работы, то студенты наиболее эффективным признают поиск работы по объявлению (32,87%) через рассылку резюме (15,38%), помощь родителей и родных (23,78%), 5,39% опрошенных надеются на помощь вуза.

По результатам, полученным в результате маркетингового исследования, можно  рекомендовать активизировать работу вуза по следующим направлениям:

1). Осуществлять дополнительную работу в направлении организации производственного обучения студентов, повышения качества  и эффективности производственных практик. Это, в свою очередь, предполагает увеличение количества предприятий, заключивших с вузом договоры о сотрудничестве и договоры о подготовке специалистов, расширение круга предприятий, готовых принять студентов ОрёлГИЭТ для прохождения производственной практики, изменение требований и формулировка дополнительных рекомендаций по прохождению производственной практики и выполнению отчетов по ней, адаптация этих требований к условиям места прохождения практики.
2) Усилить взаимодействие вуза со структурами предпринимательского сектора, с целью организации встреч с работодателями и экскурсий на предприятия торговли, общественного питания, сервиса; организация ярмарок вакансий, дней карьеры и т.п.
3) По правовым дисциплинам, психологии, иностранным языкам организовывать дополнительные занятия в форме факультативов; информировать студентов о дополнительных курсах (иностранных языков, 1С и т.п.), организуемых и проводимых на базе ОрёлГИЭТ не только на сайте т стенде института, но и использовать резервы вузовского радио.
4) Улучшать материально-техническую базу ОрелГИЭТ за счет внедрения и использования в учебном процессе интерактивного оборудования;
5) Создать дополнительные условия доступа к информационным ресурсам (проводной и беспроводной Интернет, доступ студентов к внутренней сети, библиотеки и т.п.) – подготовить новые компьютерные классы, составить расписание их работы для самостоятельной подготовки студентов.
6) Активизировать деятельность Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников с целью расширения поддержки и помощи студентам в поиске работы – помощь в написании резюме, пояснения об особенностях поиска работы по объявлению и т.п., информирование о существующих базах вакансий и особенностях поиска работы через Интернет.
7). Разработать новые формы привлечения студентов к участию в управлении факультетами и вузом в целом, к созданию общественных организациях, защищающих права студентов, активизировать деятельность студенческого профкома и деканатов в этом направлении.
8) Рассмотреть вопрос о необходимости, направлениях, формах и особенностях кураторской работы со старшекурсниками.

4. Проведен мониторинг удовлетворенности студенческой аудитории 1 курса объемом и качеством услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ (декабрь 2011г.). Результаты мониторинга представлены в отчете (утвержден ректором ОрёлГИЭТ 19.01.12). Результаты мониторинга:

С целью анализа степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» в декабре 2011г. Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников проведен мониторинг мнений студентов первого курса об ОрёлГИЭТ. Среди студентов первого курса было проведено анкетирование, направленное на выявление:
- причин и предпосылок выбора ОрёлГИЭТ при выборе вуза при поступлении, что позволило бы оценить конкурентоспособность ОрелГИЭТ на рынке образовательных услуг;
- оценок первокурсниками качества организации учебного процесса;
- удовлетворенности студентами организацией воспитательной работы в институте;
- степени и скорости адаптации бывших школьников к системе обучения в вузе.

В анкетировании приняли участие 238 студентов всех факультетов (58,05% от общей численности студентов 1 курса).
Предложенная студентам анкета включала 36 вопросов, затрагивающих различные аспекты жизни студенчества и деятельности вуза. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.
Ряд вопросов анкеты носил «открытый характер», что позволило судить не только о степени удовлетворенности услугами вуза, но и уточнить требования потребителей образовательных услуг.

С точки зрения оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг г. Орла и региона, интерес представляют студенческие ответы на вопросы 1-6 предложенной анкеты.
На вопрос «Вы поступили туда, куда хотели? Насколько Вы удовлетворены поступлением» средний балл, данный студентами 1 курса, составил 6,74 балла по предложенной десятибалльной шкале оценок.

Степень достаточности выбора направлений подготовки и специальностей, предлагаемых в городе (населенном пункте) проживания абитуриентов, была оценена не высоко – 5,78 баллов. Отсутствие желаемого вуза (специальности) в родном городе стало причиной выбора ОрёлГИЭТ для 44,5% (отсутствие желаемого вуза) и 21,85% (отсутствие специальности в городе) сегодняшних первокурсников. Также выбор нашего образовательного учреждения обусловлен и другими причинами. Одной из чаще всего упоминаемых являлось отсутствие возможности оплатить обучение (назвали 28,6% опрошенных), сложность вступительных ЕГЭ (23,5%). Студенты-орловцы называли и такие причины, как нежелание уезжать из родного города (13,6%).

С точки зрения организации профориентационной работы, обеспечения взаимодействия школа-вуз, стоит обратить внимание на ответы на вопрос об источнике информации об ОрёлГИЭТ и предлагаемых им направлениях подготовки. Главным источником информации оказался справочник вузов (назвали 25,21% студентов), далее следуют:
– друзья, соседи (23,53%),
- родители – (22,7%),
- СМИ (отметим, что многими студентами сюда отнесены и Интернет-ресурсы) (22,27%),
- дни открытых дверей в вузе (13,03%),
- представитель вуза в школе (всего 6,7%),
- другое (чаще всего указывался сайт ОрёлГИЭТ) (12,6%).
Данные факты необходимо учесть при организации профориентационной работы с выпускниками школ, НПО и СПО.
Небезынтересны ответы на вопрос о месте нашего вуза в списке приоритетов нынешних студентов, а в прошлом абитуриентов. 1 место указали 46% опрошенных, 2-е – 27%, 3-е – 18%, 9% студентов либо затруднились с ответом на вопрос или указали другое место в списке.

Приведенная информация позволяет сделать выводы о привлекательности и конкурентоспособности ОрёлГИЭТ на рынке образовательных услуг, о надежности его позиций.
В следующей таблице (табл. 4) приведены ответы студентов на вопросы, касающиеся уровня и качества услуг ОрёлГИЭТ. Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ, как образовательных, так и связанных с научной, инновационной, воспитательной работой со студенческой аудиторией.

 

Таблица 4 – Уровень и качество услуг в Орловском государственном институте экономики и торговли глазами студентов


Номер вопроса анкеты

Формулировка вопроса

Бальная оценка
(оценки предполагались от 1 до 10 баллов, где 1- низшая степень, 10 – высшая)

Средняя по институту

Финансово-экономический факультет

Факультет учета и информационных технологий

Факультет бизнеса и рекламы

Факультет управления

Инженерно-технологический факультет

7.

Оцените качество образовательных услуг на вашем факультете в целом.

 

7,58

8,72

7,79

6,38

7,4

8,42

8.

Соответствует ли Вашим ожиданиям качество преподавания  на Вашей специальности?

7,4

8,2

8,21

6,67

6,7

8,3

9.

Как Вы считаете, насколько ОрёлГИЭТ способен удовлетворить Ваши образовательные запросы?

7,26

7,67

7,68

6,64

7,1

8,3

10.

Насколько Вы удовлетворены информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам).

7,53

8,48

7,73

7,92

6,0

8,15

11.

Насколько Ваш вуз соответствует Вашему представлению об идеале высшего образования?

6,07

6,38

7,15

5,41

5,9

6,6

12.

Какое место занимает учеба в вузе в Вашей жизни (учебные занятия, подготовка к ним)?

7,89

8,66

7,63

7,38

7,7

8,0

13.

Насколько Вы стараетесь учиться?

7,91

8,48

7,84

7,1

7,9

9,0

14.

Насколько получается?

5,42

6,36

4,94

4,64

5,6

4,52

15.

Насколько Вам нравится учиться?

7,5

7,91

7,94

7,23

7,58

6,8

16.

Насколько Вы сами заинтересованы в учебе по вашей специальности?

8,34

8,47

8,57

8,04

8,25

9,1

23.

Насколько Вы удовлетворены культурной жизнью в институте

7,11

6,56

7,63

6,58

7,67

8,3

24.

Насколько часто у Вас возникают конфликты в группе?

 

1,57

1,09

0,84

1,38

2,47

1,3

25

Бывают ли конфликты с преподавателями?

1,41

1,16

0,78

1,27

2,05

1,05

22.

Насколько важно для Вас мнение преподавателей?

7,9

8,27

7,78

7,98

7,45

8,6

27.

Насколько Вы хорошо представляете себе свои права как студента?

7,23

6,83

7,31

7,39

7,38

7,4

28.

Доминирующее отношение к вам со стороны преподавателей в целом?

7,86

8,17

8,78

7,08

7,85

8,7

29.

Со стороны администрации факультета?

7,74

7,95

9,57

7,04

7,72

7,7

30.

Оцените организацию учебно-воспитательного процесса в ОрёлГИЭТ?

6,5

7,45

5,84

4,82

7,02

8,05

Информация, приведенная в таблице, свидетельствует, что наиболее «удовлетворенной» аудиторией оказались студенты факультета учета и информационных технологий, финансово-экономического факультета и инженерно-технологического факультета, давшие наиболее высокие оценки по большинству заданных вопросов.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают полученные результаты по 7-16, 23, 30 вопросам предложенной анкеты. Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг ОрёлГИЭТ. Студенты демонстрируют высокую заинтересованность в учебе  (вопрос 16) - 8,04-9,1 балла, старание учиться, стремление к знаниям (вопрос 13) – 7,91 балла. Однако достигнутые результаты оценивают весьма средне (вопрос 14) – 5,42 балла. Это может свидетельствовать о сложностях в усвоении учебных программ. При этом учеба в нашем образовательном учреждении нравится большинству студентов (7,5 баллов) – ответы на вопрос 15.

Проведенный мониторинг позволяет оценить степень удовлетворенности студенческой аудитории, с точки зрения адаптации студентов-первокурсников к вузовским условиям обучения (вопросы 18-22, 24, 25). На момент проведения опроса (второй модуль первого семестра) степень комфортности в вузе студенты оценили в 8,08 баллов, что лишь на немного ниже оценки степени комфортности пребывания в школе (8,67 балла). Конфликтные ситуации в группах возникают крайне редко (1,75 балла), конфликты с преподавателями ещё реже (1,41 балла). Большинство студентов довольны своей группой и сложившимся в ней коллективом (8,68 балла – вопрос 18), при этом наиболее высоко оценены сложившиеся в группах отношения (отметили 52,52% студентов) и личностные качества сокурсников («интересные люди») – 48,18%. Студенты-первокурсники не безразличны к мнению преподавателей о себе (7,9 балла  - так оценена важность мнения преподавателей). Это обстоятельство важно учитывать при организации кураторской работы, в первую очередь во внеаудиторное время.

О кураторской работе. Большинство студентов-первокурсников (71,01%) знают куратора своей группы и могут оценить его личностные и организационные способности – педагог-наставник (для 37,82% опрошенных), преподаватель (указали 36,13%), личность (35,29%). 23,95 затруднились с ответом. Показатели кураторской работы разнятся по факультетам. На инженерно-технологическом факультете куратор известен 95% первокурсников, на финансово-экономическом - 94%, факультете управлении – 62%, на факультете бизнеса и рекламы – 60%, на факультете учета и информационных технологий – 42%.

Особого внимания  заслуживают студенческие ответы на вопрос 17  предложенной анкеты. Если рассмотренные выше результаты анкетирования отражали в основном степень удовлетворенности студентов, то результаты опроса по данной позиции позволяют уточнить требования потребителей образовательных услуг ОрёлГИЭТ к его деятельности.
Вопрос 7 «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?» носил открытый характер. Здесь были указаны следующие ответы (табл. 5):



Таблица 5 – Недостатки вуза глазами студентов


Ответы на вопрос «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?»

Всего студентов

1. Мест в общежитии

15 %

2. Бассейна

12,5%

3. Второго иностранного языка

2,5%

4. Лавочек в  коридорах

7,5%

5. Международного общения (стажировки за границей)

2,5%

6. Общественных мероприятий

12,5%

7. Понимания бально-рейтинговой системы

2,5%

8. Обустроенного внутреннего дворика

5%

9. Обустроенной спортивной площадки

5%

10. Спортивных секций

10%

На данный вопрос ответили 157 человек из 238 опрошенных. Большинство высказанных пожеланий касались рекреационных возможностей – лавочки в коридорах, обустроенный внутренний дворик, занятия спортом, культурно-массовые мероприятия (а также не вошедшие в перечень в табл. 5  современная музыка во время перемен, места в столовой и буфете, дополнительные выходные). С организацией учебного процесса связано лишь одно замечание студентов - недостаточное понимание сути бально-рейтинговой системы оценки знаний. Данное обстоятельство обуславливает необходимость дополнительной работы со студентами по объяснению особенностей модульной системы обучения и бально-рейтинговой оценки знаний. Сглаживает данные факты то, что, оценивая по 10-тибальной шкале степень неудовлетворенности тем или иным обстоятельством, в рамках ответа на данный вопрос ни одни из студентов не указал балл, превышающий 5. А также то обстоятельство, что многими студентами этот вопрос был пропущен, то есть в жизнедеятельности вуза особых недостатков они не видят.

И последние обстоятельство, заслуживающее внимания, - это возможность и интерес участия студентов в управлении факультетом. Большинство опрошенных студентов выразили заинтересованность в этом аспекте студенческой жизни – 66,37% студентов, 80,67% - уверены, что студенты должны участвовать в управлении факультетом (хотя вопросы и проблемы управления обсуждают в группах только 38,66% респондентов). Данный факт следует рассматривать как свидетельство необходимости развития системы студенческого самоуправления, как в рамках отдельных факультетов, так и вуза в целом.

По результатам мониторинга, можно  рекомендовать активизировать работу вуза по следующим направлениям:
1) При организации профориентационной работы с выпускниками школ, НПО и СПО акцент делать на привлекательности и конкурентоспособности ОрёлГИЭТ на рынке образовательных услуг.
2) Активизировать кураторскую работу с первым курсом – увеличить частоту встреч кураторов со студентами, совместная организация и проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий в группах.
3) Деканатам, преподавателям и кураторам дополнительно разъяснять студентам первого курса особенности существующей в ОрёлГИЭТ модульной системы и бально-рейтинговой оценки знаний.
4) Улучшать материально-техническую базу ОрелГИЭТ в направлении создания рекреативных условий;
5) Разработать новые формы привлечения студентов к участию в управлении факультетами и вузом в целом, к созданию общественных организациях, защищающих права студентов, активизировать деятельность студенческого профкома и деканатов в этом направлении.

5. Для студентов 2-4 курсов подготовлена и реализована программа антикоррупционного мониторинга (март 2012г.). С целью доведения результатов до ответственных исполнителей ректоратом и Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников (ЦМиСТВ) проведен круглый стол, посвященный обсуждению результатов мониторинга (Протокол от 16.04.2012).

По результатам заседания круглого стола принято решение: всем заведующим кафедрами ОрёлГИЭТ и деканам факультетов усилить контроль за организацией учебного процесса, за соблюдением графика выполнения и приема курсовых  и дипломных работ в течение семестра и в период экзаменационных сессий; учебно-методическому управлению продолжить работу по приведению содержания учебных планов в части количества промежуточных форм контроля знаний студентов в соответствие  с нормативами; усилить работу внутренней службы безопасности.

6. С целью анализа степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава и сотрудников ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» деятельностью и внутренней средой организации проведено маркетинговое исследование (апрель 2012г.). Результаты обобщены в отчете, утвержденном ректором ОрёлГИЭТ 11.05.2012. Результаты мониторинга:

Мониторинг осуществлен в апреле 2012г. Подготовлен и проведен социологический опрос профессорско-преподавательского состава и сотрудников института. Опрос проводился на основе анонимного заполнения анкеты-опросника (форма анкеты представлена в Приложении). В опросе приняли участие 70 человек из 566 сотрудников ОрёлГИЭТ (выборка составила 12,37%).
О степени удовлетворенности персонала разными сторонами работы в соответствии с предложенными критериями можно судить по данным табл. 6.

 

Таблица 6 – Удовлетворенность работой сотрудников ОрёлГИЭТ по критериям оценки (% от общего количества ответов)

Критерии оценки /  Шкала оценок

Удовлетворен

Скорее удовлетворен чем не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее не удовлетворен чем удовлетворен

Не удовлетворен

Размер заработка

27,14

34,28

5,71

31,43

1,43

Режим работы

65,71

31,43

2,86

-

-

Разнообразие работы

64,29

25,71

8,57

1,43

-

Необходимость решения новых проблем

58,57

25,71

14,29

1,43

-

Самостоятельность в работе

71,43

21,42

5,71

1,43

-

Соответствие работы личным способностям

72,86

21,42

4,29

-

1,43

Возможность должностного продвижения

67,14

18,57

12,86

1,43

-

Уровень организации труда

72,85

21,42

4,29

1,43

-

Отношения с коллегами

78,57

18,57

4,29

2,86

-

Отношения с непосредственным руководителем

91,42

5,71

2,86

-

-

Уровень технической оснащенности

47,14

45,71

4,29

2,86

-

Как видно из данных табл. 6 наивысшая степень удовлетворенности проявлена сотрудниками  по критериям: отношения с непосредственным руководителем (названо 91,5% опрошенных), отношения с коллегами (78,6%), уровень организации труда (73%), соответствие работы личным способностям (73%), самостоятельность в работе (71,4%), возможность должностного продвижения (67%), режим работы (66%), разнообразие работы (64,3%). Средняя степень удовлетворенности высказана сотрудниками в отношении уровня технической оснащенности их деятельности. И наименьшие оценки были получены по критерию, стоящему первым в перечне, - размер заработной платы.

В целом степень удовлетворенности своим трудом сотрудники ОрёлГИЭТ оценили следующим образом: «100%» - 28,57% опрошенных; «90%» - 24,29%; «80%» - 27,14%; «70%» - 27,14%; «60%» - 5,71%. Оценок удовлетворенности трудом менее 60% не дал никто. Вопрос о степени удовлетворенности корреспондировал с 19-ым вопросом анкеты. В целом 95,43% сотрудников удовлетворены своей работой в ОрёлГИЭТ, 1,43% - однозначно не удовлетворены, 2,86% затруднились с ответом.
Эти результаты во многом объясняют ответы на вопрос относительно планов опрашиваемых на ближайшие 1-2 года. 83% респондентов хотели бы продолжить работать в той же должности, 17% перейти на следующую должность. Желания перейти работать в другое структурное подразделение вуза, в другую организацию со сменой или без смены специальности не выразил ни один из респондентов.
Факторы, обуславливающие трудовую активность ППС и сотрудников нашего вуза, охарактеризованы в рамках табл. 7.

 

Таблица 7 – Факторы трудовой активности персонала: степень влияния (% от ответивших)

 Факторы трудовой активности

Совершенное не действует

Действует

Действует существенно

Действует очень существенно

снижает

повышает

снижает

повышает

снижает

повышает

Материальное стимулирование

1,43

-

45,71

1,43

14,29

-

37,14

Моральное стимулирование

-

2,86

37,14

2,86

34,29

-

22,86

Меры административного воздействия

10

12,86

38,57

5,71

21,42

2,86

8,57

Трудовой настрой коллектива

2,86

1,43

37,14

-

30

1,43

27,14

Экономические нововведения в ОрёлГИЭТ

4,29

-

42,86

-

28,57

-

24,29

Общая социально-экономическая ситуация в стране

2,86

14,29

45,71

5,71

12,86

2,86

15,71

Боязнь потерять работу

11,43

4,29

2,86

2,86

18,57

2,86

22,86

Элементы состязательности

12,86

1,43

4,29

4,29

15,71

1,43

20

Данные табл. 7 свидетельствуют, что основными факторами, стимулирующими трудовую активность персонала, являются (в порядке убывания значимости) – материальное стимулирование, моральное стимулирование, экономические нововведения в ОрёлГИЭТ, элемент состязательности в работе, трудовой настрой коллектива, боязнь потерять работу. К факторам, сдерживающим трудовую активность с некоторой долей условности можно отнести меры административного воздействия и общую социально-экономическую ситуацию в стране.

Особое внимание в анкете уделялось такому фактору трудовой активности, как экономические и прочие нововведения в организации. По информации предыдущей таблицы этот фактор действует (42,86% ответов), действует существенно (28,57%), очень существенно повышает трудовую активность – так оценён данный фактор 24,29% сотрудников. Кроме того, по мнению 82,86% сотрудников, нововведения способствуют повышению эффективности работы отдельных подразделений. Не согласны с этим 7,44% опрошенных, 10% респондентов не смогли однозначно ответить на данный вопрос, затруднившись с ответом.

Общая социально-экономическая ситуация в стране (внешняя среда функционирования организации) рассматривается как немаловажный фактор трудового поведения.  55,71 % опрошенных указали, что эти внешние обстоятельства побуждает искать дополнительные источники дохода, 23,86% дополнительные источники дохода не ищут, 11,43% опрашиваемых затруднились ответить на вопрос.

В рамках анкеты (вопрос 7) предлагалось из предлагаемых характеристик работы выбрать 5 наиболее важных, распределив их по степени значимости. Результаты - в табл. 8.

Таблица 8 – Рейтинг наиболее важных характеристик работы, с точки зрения ППС и сотрудников ОрёлГИЭТ (% назвавших)

Характеристика работы

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Обеспечение оргтехникой

12,85

1,43

5,71

20

14,29

Возможность профессионального роста

20

17,14

7,14

8,57

4,29

Возможность должностного продвижения

5,71

14,28

4,29

286

2,86

Разнообразие работы

8,57

11,43

7,14

-

10

Сложность работы

2,86

8,57

1,43

1,42

8,57

Высокая заработная плата

42,86

15,71

11,43

11,43

4,3

Самостоятельность в выполнении работ

10

15,71

8,57

2,86

2,86

Престиж профессии

20

2,86

11,42

4,29

7,14

Благоприятные условия труда

20

14,29

11,42

14,29

8,57

Низкая напряженность труда

1,43

-

5,71

4,28

5,71

Благоприятный психологический климат

17,14

14,29

18,57

17,14

15,71

Возможность общения в процессе работы

10

1,43

7,14

7,14

12,86

Наиболее важными характеристиками работы, по мнению сотрудников, была и остается высокая заработная плата (43% опрошенных данную характеристику работы поставили на первое место), далее по степени убывания значимости: возможность профессионального роста (поставили на первое место 20% респондентов); престиж профессии (первое место – 20% опрошенных); благоприятные условия труда (первое место – 20% опрошенных); благоприятный психологический климат (3 место – 19%, 4 место – 17%, 5 место – 16%).

Степень своей трудовой активности по шкале «Крайне низкий уровень трудовой активности и самоотдачи – Высокий уровень активности и самоотдачи» в процентах опрашиваемые оценили следующим образом: «уровень активности и самоотдачи 100%» - 16% респондентов, «90%» - 56%,  «80%» - 21%, «70%» - 7%; меньшие показатели трудовой активности в анкетах не указывались.

Повышению трудовой активности, по мнению ППС и других сотрудников вуза, может содействовать*:
1) материальное стимулирование, благоприятные условия труда (51,43%),
2) технологическое оснащение аудиторий (14,29%),
3) повышение зарплаты (7,14%),
4) уверенность в будущем и стабильность работы (4,3%)
5)поощрение инициативы, четкое разграничение обязанностей (2,86%),
6) процесс самореализации (1 человек),
7) четкая формулировка задач (1 человек),
8) возможность самостоятельного принятия решений (1 человек),
9) рационализация организации труда (1 человек),
10) повышение престижа профессии (1 человек),
11) переезд в новый кабинет с хорошей мебелью (1 человек),
12) стабильная обстановка в стране (1 человек),
13) снижение объема «бумажной» работы (1 человек),
14) инновации (1 человек).
10% опрошенных вопрос пропустили.
Многие вопросы анкеты касались оплаты труда, в том числе вопрос о зависимости оплаты труда от определяющих её факторов: Ощущаете ли Вы зависимость оплаты труда от:

  • Выполнения заданных объемов (указали 15,71% респондентов);
  • От уровня Вашей квалификации (52,86%);
  • От инициативности и творчества в работе (12,86%);
  • От уровня соблюдения дисциплинарных требований (11,42%);
  • От «Личной преданности» руководителю 1,43%);
  • Другие факторы (17,14%).

Таким образом, в большинстве случаев уровень оплаты труда увязывается сотрудниками с уровнем квалификации. При этом свою квалификацию, как достаточную для работы в нынешней должности, оценили 73% опрошенных и, как высокую – 27%.
Для повышения эффективности деятельности организации необходимо учитывать частоту возникновения и причины конфликтов, возникающих с руководителями подразделений. В качестве основных причин таких конфликтов ППС и другие сотрудники указали:

  • Невнимательное отношение к нуждам сотрудников, к улучшению их социально-бытовых условий  труда и отдыха (14,28%);
  • Неудовлетворительное обеспечение техникой и прочими материалами (11,43%);
  • Необоснованное изменение функциональных обязанностей сотрудников и возложение дополнительных (5,71%);
  • Переработка (4,29%);
  • Невозможность карьерного роста (4,29%);
  • Стиль управления, грубость с подчиненными (1,43%);
  • Некомпетентность руководства (1,43%);
  • Частая сменяемость состава подразделения (1,43%)
  • Другое: ненадлежащее выполнение своих обязанностей со стороны коллег, внутрикафедральное распределение учебной, недопонимание задачи (5,7%).

По мнению опрошенных, у коллектива ОрёлГИЭТ имеются внутренние резервы для повышения эффективности труда. Но однозначного ответа на вопрос о наличие внутренних резервов дано не было. Большинство респондентов (45,71%) на этот вопрос ответили уклончиво: «Возможно имеются незначительные». 37,14% считают, что, безусловно, имеются и значительные. Затруднились с ответом 15,71% опрошенных, 1,43% считают, что все резервы использованы.
Недоиспользованные резервы сотрудники ОрёлГИЭТ видят в:

  • организации труда персонала (28,6%),
  • недоиспользовании инициативы и творческого потенциала сотрудников (22,7%),
  • В отсутствии у сотрудников творческой инициативы (21,4%),
  • В стиле и методах управления персоналом (4,3%),
  • Затруднились с ответом 18,7% опрошенных.

Результативность и качество работы отдельного подразделения зависит от взаимодействия с другими подразделениями в ОрёлГИЭТ лишь частично. Так считают 64,3%  сотрудников вуза. Полностью зависит – уверены 30% опрошенных. 5,7% не смогли ответить на данный вопрос.
По мнению 5,7% сотрудничество между подразделениями осуществляется в достаточной степени. Для углубления и белее результативного сотрудничества подразделений сотрудниками были предложены следующие меры (вопрос № 19 анкеты, носящий открытый характер):
1) Повышение квалификации (27,14%);
2) Контактность, взаимопонимание, коммуникабельность сотрудников (5,72%);
3) Совместная разработка учебно-методических планов (2,86%);
4) Осознание значимости целей и задач (1,43%);
5) Своевременность выполнения задачи (1,43%);
6) Обмен опытом (1,43%);
7) Преемственность (1,43%);
10% сотрудников не считают необходимым углублять взаимодействия между структурными подразделениями вуза, 11,43% затруднились дать какие-либо рекомендации.
Подавляющее большинство опрошенных испытывают беспокойство, связанное с перспективой потерять работу в ОрёлГИЭТ (71,42%), не испытывают подобного страха 14,29%, столько же затруднились ответить на вопрос. В ближайшее время сменить место работы не намерены 91,43% опрошенных, 4,29% затруднились с ответом (20 вопрос анкеты).
Основными причинами, по которым опрашиваемые могли бы сменить место работы, следующие:

  • сокращение штатов (60%),
  • окончание срока трудового договора (40%),
  • более высокая зарплата на новом месте  (32,86%),
  • опасения, что институт закроется (31,43%),
  • не ушел бы в любом случае (21,43%)
  • личные мотивы (20%),
  • при смене руководства (8,57%),
  • хорошие условия и организация труда на новом месте (8,57%),
  • лучшее  социальное обеспечение (7,14%),
  • более интересная работа  по специальности (5,71%),
  • более хорошие отношения в коллективе (2,86%).

Как видно из приведенного перечня, основными причинами, которые могут побудить персонал ОрёлГИЭТ сменить место работы, являются возможное сокращение штатов, окончание срока трудового договора. Более высокая зарплата на новом месте стоит на третьем месте в списке причин.
Таким образом, ответы на вопросы 20-22 предложенной анкеты свидетельствуют о преданности сотрудников ОрёлГИЭТ своей организации. Об этом свидетельствует и информация о среднем трудовом стаже и стаже работы в вузе персонала ОрёлГИЭТ. Средний трудовой стаж сотрудников ОрёлГИЭТ составляет, по результатам опроса, 17 лет, из них по специальности – 11,5 лет, и непосредственно в ОрёлГИЭТ – 13,5 лет. 60% опрошенных указали, что владеют другой специальностью, помимо своей основной. Оставшиеся 40% другой специальностью не владеют.
И дополнительные предложения, сделанные ППС и сотрудниками ОрелГИЭТ – вопрос 23. Этот вопрос носил «открытый» характер – опрашиваемым предлагалось дополнить предложение: «Мне нравится работать в ОрёлГИЭТ, потому что….». Работа в ОрёлГИЭТ привлекательна для наших сотрудников, поскольку:
- Создана достаточная материально-техническая база для организации учебного процесса и научных исследований (5,71%).
- Сплоченный коллектив, уважение, взаимопонимание (72,86%).
- Благоприятный климат для творческого развития (12,86%).
- Компетентность руководителей и ППС (2,86%).
- Доброжелательное отношение, возможность карьерного роста (2,86%).
На «открытый вопрос с аналогичной формулировкой – «Мне не нравится работать в ОрёлГИЭТ, потому что…» - ответы не были даны.
По результатам мониторинга можно  рекомендовать активизировать работу вуза по следующим направлениям:
1) Разрабатывать новые формы и методы материального и морального стимулирования работников. Искать пути повышения уровня оплаты труда ППС и сотрудников организации.
2) Совершенствовать материально-техническую базу ОрелГИЭТ в направлении улучшения социально-бытовых условий  труда и отдыха персонала.
3) Совершенствовать материально-техническую базу ОрелГИЭТ в направлении улучшения обеспечения структурных подразделений вуза техникой и прочими материалами, за счет внедрения и использования в учебном процессе интерактивного оборудования.
4) Усилить взаимодействие между отдельными подразделениями вуза в направлении обмена опытом работы, составления учебных программ, повышения квалификации.

7. Обобщены результаты мониторинга трудоустройства «Выпускник-2012», проводившегося на всех факультетах ОрелГИЭТ с целью изучения  востребованности специалистов с высшим образованием по направлениям подготовки и специальностям ОрелГИЭТ. Результаты представлены в отчете, утвержденном ректором 22.06.2012.

Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников в апреле-мае 2012г. проведено исследование направлений, степени трудоустройства выпускников ОрелГИЭТ 2012г. Исследование осуществлялось на основе анкетирования. Результаты опроса позволяют:
- сделать выводы о востребованности на рынке труда молодых специалистов, подготовленных в ОрёлГИЭТ, скорости вхождения молодых специалистов на рынок труда;
-  выявить наиболее эффективные на сегодня формы и варианты поиска работы;
- уточнить степень удовлетворенности бывших студентов качеством реализации учебного, воспитательного и проч. процессов вуза;
- конкретизировать требования потребителей образовательных услуг к работе вуза.
В опросе приняли участие 376 чел., что составляет 59% от общей численности выпускников ОрелГИЭТ 2011г. (636 чел.).
К моменту окончания вуза 268 студентов из числа опрошенных уже нашли работу. По результатам анкетирования из общего числа трудоустроившихся респондентов 38,70% нашли работу ещё будучи студентами, 32,70% нашли работу, к которой приступают сразу же после получения диплома, таким образом, к моменту окончания вуза 71,4% опрошенных выпускников ОрелГИЭТ были трудоустроены. Из них 115 чел., т.е. 30,5% от общего числа респондентов, указали, что нашли работу благодаря производственной и преддипломной практике.Большинство трудоустроенных выпускников (76,6%) нашли работу по профилю специальности, полученной в ОрелГИЭТ.
Наиболее высокие показатели трудоустройства выпускников, свидетельствующие о востребованности соответствующих специальностей на рынке труда, на финансово-экономическом факультете, факультете коммерции и факультете управления.
Информация о трудоустройстве выпускников по направлениям подготовки (по факультетам) представлена ниже (таблица 9):

 

Таблица – 9  Показатели трудоустройства выпускников ОрелГИЭТ


Факультет

% трудоустроенных выпускников (по анкетным данным), 2012 г.

% трудоустроенных выпускников (по анкетным данным), 2011 г.

ФЭФ

70,5%

71,4%

ФУиИТ

59,1%

58,6%

ФБиР

68%

67,8%

ФУ

70,1%

68,3%

ИТФ

55,4%

53,5%

ОрелГИЭТ

71,4

69,3%

Трудоустроившиеся выпускники ОрёлГИЭТ 2012 г. указали, что поиск работы осуществляли, в первую очередь, через знакомых, за тем (в порядке убывания) использовались следующие стратегии поиска работы: через институт (производственная и преддипломная практика), рассылка резюме, объявления в СМИ, частные кадровые агентства, Государственная служба занятости (участие в апрельской ярмарке вакансий, проводимой службой занятости).


* Вопрос носил «открытый» характер.

Выпускники 2012г., не нашедшие работу к моменту окончания вуза, указали, что в поиске работы по полученной специальности, рассчитывают в основном на собственные силы.
28,60% от общего числа опрошенных выпускников либо не дали никакого ответа на вопрос о трудоустройстве, либо обосновывали отсутствие работы некоторыми объективными факторами – служба в армии, декретный отпуск, продолжение обучения в магистратуре (аспирантуре) и т.п.
После окончания ОрелГИЭТ имеют желание продолжить обучение по профилю выбранной специальности 6,6% респондентов, 3,0% респондентов изъявили желание сменить профиль своей специальности (причем по факультетам в числе наибольших положительных ответов на этот вопрос лидируют факультет управления и финансово-эномический факультет). Таким образом, продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре по данным опроса намерены более 9,6% выпускников ОрёлГИЭТ. 80,4% опрошенных выпускников считают полученное образование достаточным для полноценной профессиональной реализации. 10% - не уточнили собственной позиции по данному вопросу.
Общее распределение выпускников 2012г. по каналам занятости согласно нашим прогнозам представлено в табл. 10.

 

Таблица 10 – Прогноз распределение выпускников по каналам занятости

 

Общее количество выпускников ОрелГИЭТ очной формы обучения

Всего, их них:

637

Будут трудоустроены

434

Будут призваны в ряды Вооруженных сил РФ

138

Продолжат обучение

62

Имеют риск быть не трудоустроенными всего
в том числе в разрезе укрупнённых групп специальностей:
- 030000 Гуманитарные науки
- 080000 Экономика и управление
- 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
- 100000Сфера обслуживания

3

-
2
1
1

Согласно прогнозу, 68,1% выпускников будут трудоустроены, 9,7% продолжат обучение в аспирантуре или магистратуре, не трудоустроены – 0,5% выпускников. Таким образом, прогнозные оценки ЦМиСТВ подтверждены эмпирической информацией, полученной в ходе опроса.
И последнее. Бывшим студентам предлагалось оценить по 5-тибальной шкале свою компетентность в приобретенной профессии. «Отлично» себе поставили 46 % опрошенных выпускников, «хорошо» - 51 %, «удовлетворительно» - 3%. Данные факты являются, хотя и косвенным, но свидетельством высокого качества образовательных услуг, предоставляемых ОрелГИЭТ.
По результатам опроса можно  рекомендовать:

  1. Активизировать работу с предприятиями, предоставляющими места для прохождения производственной и преддипломной практике с учетом их заинтересованности в молодых специалистах – выпускниках ОрелГИЭТ.
  2. Осуществлять взаимодействие вуза с территориальными органами государственной службы занятости населения с целью с целью организации стажировок выпускников для наработки производственного опыта.
  3. Организовывать на базе ОрелГИЭТ регулярные тренинги, направленные на ознакомление студентов 4-5 курсов с основами самопрезентации и правилами поведения при приеме на работу, правилами составления и рассылки резюме, формирования личного досье, - выяснение наиболее эффективных вариантов поиска работы (сравнительная эффективность различных стратегий поиска работы). Организовывать встречи с работодателями, презентации компаний, дни карьеры с привлечением работодателей.

8. Проведены организационные мероприятия, способствующие успешному трудоустройству выпускников:
- семинары-тренинги по основам самопрезентации и правилам делового общения – в течение учебного года;
- осуществляется предоставление студентам информации о предпочтениях и требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места (в течение учебного года);
- участие в Днях Карьеры - студенты 4 и 5 курсов ОрёлГИЭТ приняли участие в Дне 1С: Карьеры - конференции, проведенной для студентов учебных заведений высшего и профессионального образования в Орловском государственном университете (7.11.2011.);

17 ноября 2011г студенты 4 и 5 курсов ОрёлГИЭТ приняли участие в Дне 1С: Карьеры - конференции, проведенной для студентов учебных заведений высшего и профессионального образования в Орловском государственном университете.

Целью Дня 1С: Карьеры являлось ознакомление студентов и выпускников с современными отечественными технологиями для автоматизации управления и учета, демонстрация профессиональных и карьерных перспектив работы на российском рынке автоматизации бизнеса, предложения трудоустройству, дополнительному профессиональному обучению, стажировкам, прохождению преддипломной и производственной практики.

 В рамках Дня 1С: Карьеры проведены следующие мероприятия:
- Льготное тестирование по всему спектру решений «1С: Предприятие 8».
- Проведение мастер-класса по быстрой разработке приложений на платформе «1С: Предприятие 8».
- Мастер-класс по решению реальных бизнес-задач в программе «1С: Управление небольшой фирмой 8».

-Встреча студентов с работодателями, обсуждение с ними перспектив трудоустройства, прохождения преддипломной и производственной практики, стажировок.

 

- встречи с работодателями в рамках презентаций компаний – компания «Евросеть» (22.12.2012), компания «Телеконтакт» (12.03.2012, 28.04.2012):

22 февраля 2012 прошла встреча студентов четвертого курса финансово-экономического факультета с менеджером по персоналу компании «Евросеть» Карпушиной О.В.

Карпушина О.В., выступая перед будущими выпускниками, подробно рассказала о методах поиска работы, об особенностях организации поиска работы для лиц, не имеющих производственного опыта, уделила особое внимание принципам составления резюме и правилам поведения на собеседовании с работодателем.

Встреча была завершена презентацией компании «Евросеть», в ходе которой было рассказано о возможностях карьерного роста в компании.

12 марта 2012г. в ОрёлГИЭТ прошла встреча студентов четвертого курса факультета управления и факультета учета и информационных технологий с представителем крупнейшего в России call-центра компании ТЕЛЕКОНТАКТ, менеджером по подбору персонала Тетеревой  Екатерина Константиновна.

 

- участие в Ярмарке вакансий-2012, организованных для студентов, аспирантов и выпускников вузов г. Орла (Орловский государственный университет, 21.03.2012).

21 марта 2012г. в Орловском государственном университете прошла Ярмарка вакансий-2012, организованной областными государственными учреждениями - Центрами занятости города Орда и Орловского района - совместно с Региональным координационно-аналитическим центром трудоустройства молодежи (Орловский государственный университет). Ярмарка организована для студентов, аспирантов и выпускников вузов г. Орла.

В программу Ярмарки вакансий 2012 вошли - презентации компаний г. Орла и Орловской области, встречи с представителями кадровых служб г. Орла, семинары, тестирование, собеседование с представителями от компаний-работодателей.
Компании-работодатели, принявшие участие в Ярмарке:
- ЗАО «Паллада-Торг»,
- ООО «Интурист-Орёл»,
- телекоммуникационная компания ТЕЛЕ-2,
- ОАО «Орловский винодельческий завод»,
- ЗАО «Велор»,
- ОП КЦ «Нэт Бай-Нет-Хоолдинг»,
- ООО Полиграфичксая фирма «Картуш»,
- ООО «Регион-Центр»,
- ОАО «Орёлрастмасло»,
- ЗАО «Орелмебель» и др.,
предлагавшие следующие вакансии, соответствующие профилю и направлениям подготовки в ОрёлГИЭТ:

- менеджер по работе с клиентами (с корпоративными клиентами),
- менеджер по продажам,
- консультант,
- менеджер в сфере туризма,
- специалист по контролю цен и остатков,
- специалист по удержанию клиентов,
- специалист по технической поддержке,
- специалист отдела диспетчеризации,
- инженер-технолог и др.

 

- участие в мероприятиях, организуемых Администрацией г. Орла, - деловая игра «Карьера», 5.04.2012. Среди победителей игры студенты ОрёлГИЭТ – Ковалева А.И. (4 ФУиИТ), Климова Д.О. (4 ФБиР), Олифер Д.А. (4 ФУиИТ).

5 апреля 2012 года  в большом зале администрации города Орла состоялась деловая игра «КАРЬЕРА», организованная управлением по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации города Орла. Игра проводилась в целях развития деловой активности и адаптации молодых людей на современном рынке труда.

Задачами деловой игры «КАРЬЕРА» стали:
- развитие у молодежи навыков ориентирования на современном рынке труда и получение знаний и опыта, необходимых при непосредственном устройстве на работу;
- формирование умения выступать и отстаивать свою позицию на публике;
- развитие деловой активности молодежи;
- повышение правовой грамотности молодежи.

В игре приняли участие 55 студентов вузов нашего города: Орловского государственного института экономики и торговли, Орловский государственного университета, Госуниверситета – УНПК, Орловского государственного аграрного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал).

Орловский государственный институт экономики и торговли представляли следующие студенты:

  1. Пителина Надежда Ивановна, 4 курс, факультет управления;
  2. Ковалева Анна Ивановна, 4 курс, факультет учета и информационных технологий;
  3. Ковальков Андрей Владимирович, 4 курс, факультет управления;
  4. Леонова Ольга Юрьевна, 4 курс, факультет учета и информационных технологий;
  5. Олифер Дарья Александровна, 4 курс, факультет учета и информационных технологий;
  6. Чупахин Артур Сергеевич, 4 курс, факультет управления;
  7. Макеева Екатерина Викторовна, 4 курс, факультет управления;
  8. Климова Дарья Олеговна, 4 курс, факультет бизнеса и рекламы;
  9. Пахомова Дарья Николаевна, 4 курс, факультет бизнеса и рекламы;
  10. Тимохин Иван Николаевич, 3 курс, факультет бизнеса и рекламы;
  11. Сосов Андрей Владимирович, 4 курс, факультет управления.

В ходе деловой игры участники заполняли резюме для трудоустройства, каждый проходил собеседование (в качестве «Работодателей» выступали эксперты игры), заключали трудовые договоры.

Победителями деловой игры стали:

Ковалева Анна Ивановна, 4 курс, факультет учета и информационных технологий ОрёлГИЭТ, – в номинации «ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»;

Климова Дарья Олеговна, 4 курс, факультет бизнеса и рекламы ОрёлГИЭТ, – в номинации «ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»;

Олифер Дарья Александровна, 4 курс, факультет учета и информационных технологий ОрёлГИЭТ, – в номинации «ЛУЧШЕЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ»

и еще 9 студентов других вузов города

 

 

 

- мастер-класс с элементами тренинга, посвященный управлению эмоциями при собеседовании с работодателями, а также при планировании и построении своей карьеры, проведенный представителями компании «Телеконтакт» (28.04.2012).

28 апреля 2012г. в ОрёлГИЭТ прошла встреча студентов четвертого курса финансово-экономического факультета с представителями крупнейшего в России call-центра компании ТЕЛЕКОНТАКТ, менеджером по подбору персонала Тетеревой  Екатериной Константиновной и тренинг-менеджером компании Шакировой Юлией Николаевной.

После презентации компании Шакировой Ю.Н. проведен мастер-класс с элементами тренинга, посвященный управлению эмоциями при собеседовании с работодателями, а также при планировании и построении своей карьеры. 

Эмоционально уравновешенные и компетентные люди востребованы на рынке труда и достигают больших карьерных результатов.  Умение управлять эмоциями - не врожденное качество – его можно развивать. Во время занятия студенты имели возможность проверить действие техник по управлению эмоциями и быстрой нейтрализации стресса.

8. Организовано комплексное информационное сопровождение текущих мероприятий Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ОрелГИЭТ на стендах и на сайте института.

Руководитель Центра маркетинга и
содействия трудоустройству
выпускников и ОрелГИЭТ                                              доц. Самородова Е.М.

 

Календарь событий :