Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Образовательный процесс в ОрелГИЭТ глазами студентов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОрелГИЭТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Главной целью проведения в ОрелГИЭТ оценки качества занятий, преподавательского мастерства и организации учебного процесса является повышение качества образовательных услуг. В Орловском государственном институте экономики и торговли в рамках мониторинга мнений студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и организации учебного процесса в ноябре 2012 г. осуществлен опрос студентов 5 курса всех факультетов на основе анкеты.
Цель опроса заключалась в выявлении степени удовлетворенности и требований внутренних потребителей образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ, их объемом и качеством. Маркетинговое исследование носило выборочных характер. В качестве опрашиваемых респондентов были выбраны студенты 5 курса, имеющие наибольший опыт вузовской жизни. В анкетировании приняли участие 100 студентов (20% от общей численности пятикурсников).
Анкета, заполняемая студентами, включала два блока вопросов.
Первый блок посвящен оценке качества преподавания учебных дисциплин и лекторского мастерства преподавателей института, ведущих у них занятия.
Вырабатывая критерии оценки деятельности преподавателя, основывались на том, что качество преподавания не сводится только к качеству подготовки преподавателя, а основывается на комплексе личностных свойств, внутренней мотивации педагога, социальной значимости, его взаимоотношениями со студентами и т.д. Студентам предлагалось  ответить на вопросы, в которых перечислялись профессиональные и личные качества преподавателя вуза. Выбранные для оценки показатели в анкете оценивались в баллах, каждому баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Эти качества предлагалось оценить по 9-тибальной шкале, где 9-8 баллов – качество проявляется практически всегда; 7-6 баллов – качество проявляется часто; 5-4 балла – качество проявляется на уровне 50%; 3-2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует; 0 баллов – не могу оценить.
Преподаватели ОрелГИЭТ, работающие со студенческой аудиторией, получили следующие оценки (таблица 1).

Таблица 1 – Студенческие оценки качества преподавательского мастерства профессорско-преподавательского состава ОрелГИЭТ

Средняя оценка, полученная преподавателями

7,5 балла

Высший и низший пределы оценок, полученных преподавателями

5,5-8,9

Таким образом, если исходить из предложенной бальной шкалы оценки, качество преподавания учебных дисциплин в ОрелГИЭТ варьируются от «качество проявляется часто» до «высокое мастерство преподавательского искусства проявляется практически всегда».
Кроме того, из перечисленных характеристик преподавательского мастерства студенты указывали наиболее значительные, с их точки зрения, для высокого качества преподавания в вузе. Студентами были выделены следующие качества (табл. 2).

Таблица 2 – Значимость качеств преподавательского мастерства, с точки зрения студентов.

Критерии качества преподавателя

% студентов, указавших данное качество как приоритетное

1. Излагает материал ясно, доступно

54%

2. Разъясняет сложные места

46%

3. Выделяет главные моменты

26%

4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

39%

5. Следит за реакцией аудитории

10%

6. Задает вопросу, побуждает к дискуссии

25%

7. Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

20%

8. Умеет снять напряжение и усталость аудитории

13%

9. Ориентирует на использование изученного материала в будущей профессиональной деятельности

36%

10. Творческий подход и интерес к своему делу

28%

11. Доброжелательность и такт по отношению к студентам

18%

12. Терпение

27%

13. Требовательность

16%

14. Заинтересованность в успехах студентов

22%

15. Объективность в оценке знаний студентов

34%

16. Уважительное отношение к студентам

27%

17. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

26%

Как видно из таблицы 2, студенты в качестве наиважнейших качеств преподавательского мастерства указали: умение ясно и доступно излагать материал, разъяснять сложные места, умение вызвать и додержать интерес аудитории к предмету, умение преподавателей ориентировать студентов на использование изученного материала в будущей профессиональной деятельности, объективность в оценке знаний студентов, творческий подход к своему делу. Эти критерии преподавательского мастерства указали более 30% опрошенных.
По предложенным в анкете критериям мастерство преподавателей ОрёлГИЭТ студентами было оценено следующим образом (табл. 3).

Таблица 3. – Средняя оценка лекторского мастерства
преподавателей ОрелГИЭТ

Критерии оценки

Средняя оценка качества преподавания по данному критерию

1

2

1. Излагает материал ясно, доступно

8,72

2. Разъясняет сложные места

6,9

3. Выделяет главные моменты

7,3

4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

6,8

5. Следит за реакцией аудитории

6,6

6. Задает вопросу, побуждает к дискуссии

 

7. Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

6,8

8. Умеет снять напряжение и усталость аудитории

6,1

9. Ориентирует на использование изученного материала в будущей профессиональной деятельности

7,3

10. Творческий подход и интерес к своему делу

8,4

11. Доброжелательность и такт по отношению к студентам

7,3

12. Терпение

6,7

13. Требовательность

7,4

14. Заинтересованность в успехах студентов

6,7

15. Объективность в оценке знаний студентов

6,8

16. Уважительное отношение к студентам

6,6

17. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

7,7

Полученные бальные оценки, хотя и не являются максимальными, вместе с тем свидетельствуют о достаточно высоком мастерстве преподавателей института и об удовлетворенности студентов ОрелГИЭТ качеством преподавания учебных дисциплин в вузе.
Наиболее низкие балловые оценки наши преподаватели получали по следующим критериям: следит за реакцией аудитории; умеет снять напряжение и усталость аудитории; терпение.
Следует отметить, что данные качества как наиболее значимые выделили менее 1/5 респондентов.
Анкета, заполняемая студентами, содержала ряд открытых вопросов. В частности:
- Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились Вам больше всего? Названные студентами дисциплины представлены в табл. 4.

Таблица 4 – Ответы студентов на вопрос «Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились больше всего?»

Факультет

Дисциплины

Финансово-экономический факультет

Бухгалтерский учет, организация и планирование кредита, экономическая теория, мировая экономика, финансы, философия, психология, русский язык, маркетинг, менеджмент, история, рынок ценных бумаг, валютно-финансовые операции, страхование, организация деятельности коммерческого банка, международные валютно-кредитные отношения, социология, культурология, оценка машин, оборудования, транспортных средств, государственное регулирование ВЭД.

Факультет учета и информационных технологий

Налоговый учет, бухгалтерско-финансовый учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, информационные технологии, аудит, управленческий анализ, компьютерные технологии в бухгалтерском учете, оптимизация налогооблагаемой базы, управленческий учет, экономическая теория, учет в гостиничном и туристическом бизнесе.

Факультет управления

Экономическая теория, управление персоналом, психология и педагогика, английский язык, кадровое делопроизводство, организационное поведение, управление персоналом. кадровый консалтинг и аудит, государственное и муниципальное управление, мотивация труда персонала, социология, правоведение, налоги и налогообложение, культорология, философия, история, маркетинг, кадровый аудит, менеджмент, антикризисное управление, теория организации, управленческие решения, государственное и муниципальное управление, история менеджмента.

Факультет бизнеса и рекламы

Коммерческая деятельность, рекламная деятельность, психология, этика, разработка и технология производства рекламного продукта, право, философия, микробиология, товароведение зерномучных и кондитерских товаров, декларирование внешнеторговых грузов, физика, стратегическое планирование на предприятии, товароведение, экспертиза товаров, социология, основы рекламы, коммерческое право.

Инженерно-технологический факультет

Химия, философия, физиология питания, технология продукции функционального питания, технология продукции детского питания, детская диетология, , технология продукции общественного питания, зарубежная кухня, теплотехника, русская кухня, лечебно-профилактическое питание.

- Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения? Преобладающим ответом стал общий - дисциплины специализации. Перечислены также были не только дисциплины, напрямую относящиеся к получаемым специальностям, но и другие (табл. 5):

Таблица 5 – Ответы студентов на вопрос «Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения?»

Факультет

Дисциплины

Финансово-экономический факультет

Математика, культура речи, информатика, английский язык, бухгалтерский учет, дисциплины специализации

Факультет учета и информационных технологий

Учет затрат, политология, учет в гостиничном и туристическом бизнесе, налоговый учет, аудит, компьютерные технологии в бухгалтерском учете, история, управленческий учет,  управленческий анализ, бухгалтерский учет.

Факультет управления

Менеджмент, управление персоналом, психология, информационные технологии, управление персона-

 

лом, нализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерский учет, статистика, экономика предприятия, иностранный язык, бухгалтерский учет,

Факультет бизнеса и рекламы

Маркетинг, психология, организация коммерческой деятельности по отраслям, разработка и технология производства рекламного продукта, профилирующие дисциплины..

Инженерно-технологический факультет

Профильные дисциплины, практические занятия по зарубежной кухне, технология продукции общественного питания, химия, физиология и гигиена питания, основы кулинарии, контроль качества, иностранные языки, технология продукции детского питания, лечебно-профилактическое питание.

- Повторялся ли материал по различным дисциплинам? Здесь были упомянуты дисциплины (табл. 6):

Таблица 6 – Ответы студентов на вопрос, о повторении материала в разных учебных дисциплинах.

Факультет

Дисциплины

Финансово-экономический факультет

56% студентов считают, что учебный материал не дублировался, 44% - утверждают, что материал повторялся и называют следующие дисциплины: специализированные дисциплины, оценка различных видов собственности, ДКБ (деньги, кредит, банки), аудит, инвестиции, бюджетная система, международные валютно-кредитные отношения, валютно-финансовые операции, рынок ценных бумаг.

Факультет учета и информационных технологий

85% студентов считают, что учебный материал не дублировался, 15% - утверждают, что материал повторялся и называют следующие дисциплины: бухгалтерский учет, финансовый учет, учет финансовых вложений.

Факультет управления

82% студентов считают, что учебный материал не дублировался, 18% - утверждают, что материал повторялся и называют следующие дисциплины: менеджмент, управление персоналом, маркетинг, антикризисное управление, кадровый консалтинг и аудит, мотивация труда персонала, теория организации.

Факультет бизнеса и рекламы

75% студентов считают, что учебный материал не дублировался, 25% - утверждают, что материал повторялся и называют следующие дисциплины: таможенное дело и экспертиза товаров при экспортно-

 

импортных товарах, основы рекламы, разработка и технология производства рекламного продукта, психология, социология.

Инженерно-технологический факультет

47% студентов считают, что учебный материал не дублировался, 53% - утверждают, что материал повторялся и называют следующие дисциплины: контроль качества, технология общественного питания, технология продукции детского питания, технология продукции функционального питания, лечебно-профилактическое питание, физиология питания, биохимия.

Во втором блоке вопросов анкеты – сгруппированы, вопросы, посвященные организации учебного процесса в ОрёлГИЭТ.
Второй блок анкеты включал 15вопросов, значимых для анализа требований и удовлетворенности уровнем организации учебного процесса в ОрёлГИЭТ. Наиболее часто встречающаяся шкала оценок во втором блоке Анкеты предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.
Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве образовательных услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ. Общее качество образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ, пятикурсники оценили в 8,75 балла. Степень соответствия ожиданиям студентов качества преподавания по предлагаемым вузом специальностям было оценено в 8,54 балла. 8,25 балла – настолько ОрелГИЭТ оказался способен удовлетворить образовательные запросы будущих выпускников. Удовлетворенность информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам – библиотека, внутренняя сеть…), получила оценку – 7,87.
Особого внимания требуют ответы на вопросы, касающиеся организации производственного обучения студентов, возможности реализовать себя в ходе производственных практик, уровня практической подготовки. Так, если уровень своей теоретической подготовки будущие специалисты оценили в 8,36 баллов, то вот практической подготовки значительно ниже (показатель близок к среднему) – 7,04.  Эффективность организации производственной практики студенты оценили – всего в 6,82 балла. Данная оценка значительно варьируется по факультетам. При этом 15% респондентов готовят дипломные проекты по заказу предприятий и организаций.
Большинство опрошенных (76%) указали, что их выпускная квалификационная работа содержит практическую составляющую.
Об активной научной работе студентов могут свидетельствовать следующие данные. Около половины опрошенных студентов (46,6%) указали, что за время обучения в вузе активно осуществляли научную работу, принимая участие в конкурсах студенческих проектов вуза и региона.
В 8,28 балла были оценена достаточность полученных в ОрёлГИЭТ знаний и компетенций по основной специальности для будущей работы.
Доминирующее же отношение со стороны преподавателей (шкала: 1(неуважение)-10(уважение)), по мнению студентов, составляет 8,18 балла, со стороны администрации факультетов – примерно столько же (7,95).
В целом же соответствие ОрёлГИЭТ представлению об идеале высшего образования оценено в 7,8 баллов.
Несмотря на то, что студенты дали оценки, тяготящими к средним, или достаточно высокие оценки по рассмотренным параметрам работы вуза, они отличаются от оптимальных (естественно, что желательный для нас показатель должен был бы составить 9-10 баллов). Кроме того, студенческие ответы отличались, на наш взгляд, существенным разбросом – от 5-6 до 9-10 баллов, в том числе и по факультетам (табл. 7).

Таблица 7 – Уровень и качество услуг в Орловском государственном институте экономики и торговли глазами студентов

Номер вопроса анкеты

Формулировка вопроса

Бальная оценка
(оценки предполагались от 1 до 10 баллов, где 1- низшая степень, 10 – высшая)

Финансово-экономический факультет

Факультет учета и информационных технологий

Факультет бизнеса и рекламы

Факультет управления

Инженерно-технологический факультет

1.

Оцените качество образовательных услуг в ОрёлГИЭТ в целом.

8,64

8,51

8,7

9,52

7,82

2.

Соответствует ли Вашим ожиданиям качество преподавания  на Вашей специальности?

8,34

8,85

8,91

8,64

7,22

3.

Как Вы считаете, насколько ОрёлГИЭТ способен удовлетворить Ваши образовательные запросы?

8,41

7,54

8,32

7,72

7,44

4.

Насколько Вы удовлетворены информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам).

7,87

8,85

7,54

7,65

6,66

6.

Как бы Вы оценили уровень Вашей теоретической подготовки по Вашей специальности (направлению)?

8,18

9,24

8,3

8,22

7,58

7.

Практической подготовки?

58,8

7,69

6,25

7,45

6,81

8.

Насколько эффективно, на Ваш взгляд, организована производственная практика на Вашей специальности?

6,43

6,64

5,08

7,32

6,36

11.

Насколько ОрёлГИЭТ соответствует Вашему представлению об идеале высшего образования?

7,59

7,45

7,66

8,28

6,74

12.

Насколько Вам, на Ваш взгляд, хватит знаний и компетенции по основной специальности в будущей работе?

8,37

8,92

7,76

9,42

7,18

14.

Доминирующее отношение к вам со стороны преподавателей в целом?

8,23

7,72

8,55

8,2

8,91

15.

Со стороны администрации факультета?

8,45

7,52

8,8

7,75

9,12

Информация, приведенная в таблице, свидетельствует, что наименьшую степень удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, продемонстрировали студенты факультета бизнеса и рекламы и инженерно-технологического факультета. Наиболее «удовлетворенной» аудиторией оказались студенты факультета управления и финансово-экономического факультета, давшие наиболее высокие оценки по предложенной шкале.
Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обнаруживают слабые места в его работе. В частности речь идет об организации производственного обучения и производственных практик. Студенты всех факультетов дали наименьшие оценки именно по данному параметру работы образовательного учреждения.
Если рассмотренные выше результаты анкетирования отражали в основном степень удовлетворенности студентов, то результаты опроса по следующим позициям (вопрос 13)позволяют уточнить требования потребителей образовательных услуг ОрёлГИЭТ к его деятельности.
Итак, вопрос 13 «Знания, в каких областях, Вы бы хотели получить дополнительно в вузе?» имел характер множественного выбора. Полученные студенческие ответы представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Дополнительные знания, востребованные студентами ОрёлГИЭТ

Область знания

% студентов, указавших необходимость дополнительных знаний по заданному перечню

Финансово-экономический факультет

Факультет учета и информационных технологий

Факультет бизнеса и рекламы

Факультет управления

Инженерно-технологический факультет

По вузу в целом

1. экономика

8

20

5

25

6,67

13

2. право

20

25

30

20

13,33

22

3. коммуникации

12

10

25

10

6,67

13

4. психология

20

10

35

10

13,33

18

5. иностранные языки

24

15

50

15

20

25

6. эстетика

4

5

10

5

6,67

6

7. медико-оздоровительные знания

8

10

10

10

33, 33

13

Как свидетельствуют данные таблицы 9, дополнительные знания востребованы студентами ОрёлГИЭТ, в первую очередь, в области права, психологии, иностранных языков. По данным дисциплинам было бы уместно организовывать дополнительные занятия в форме факультативов, дополнительно проинформировать студентов об организованных в вузе курсах иностранных языков, о работе штатного психолога.
Анкета содержала так называемые «открытые» вопросы, предполагающие завершение фраз «Мне нравится учиться в ОрёлГИЭ, потому что…» и «Мне не нравится учиться в ОрёлГИЭТ, потому что…» . Дополнения к этим предложениям дали 34% опрошенных. Среди повторяющихся ответов, приведем следующие высказывания студентов:
< «Мне нравится учиться в ОрёлГИЭ, потому что…:
- …получаю здесь знания по выбранной мной специальности и готовлюсь работать по ней в будущем»
- … здесь можно получить хорошие знания по специальности и затем применить их на практике;
- … здесь есть реальная возможность учиться; многие преподаватели идут на встречу и помогают, если возникают трудности»;
- … здесь много интересных и умных людей»;
- … высокое качество образования, высококвалифицированные преподаватели; институт постоянно развивается»;
- … в институте царит доброжелательная и дружеская обстановка…»;
- … высококвалифицированные преподаватели, доступность получаемых знаний, оборудованные аудитории»;
- … получаю высококачественное образование»;
- … замечательный преподавательский состав, материал предоставляется в доступной форме»;
- … качество образования соответствует ожиданиям»;
- … здесь качественное образование, уважительные и доверительные отношения между преподавателями и студентами»;
- … качество образования в вузе высокое, преподаватели всегда могут заинтересовать студентов своим предметом» и др.
Приведенные здесь высказывания свидетельствуют об удовлетворенности студенческой аудиторией объемом и качеством образовательных услуг, оказываемых ОрёлГИЭТ, и служат дополнительным подтверждением высоких бальных оценок в ответах студентов на вопросы предложенной анкеты.

Календарь событий :