Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Старшекурсник-2015

Мониторинг осуществлен в октябре-ноябре 2015 г. в соответствии с планом работы Отдела дополнительного образования и содействия трудоустройству выпускников. Проведен опрос студентов 4 курса факультета пищевых технологий, факультета информационных технологий и системного анализа, факультета экономики и управления, факультета бизнеса и рекламы. Цель опроса заключалась в выявлении степени удовлетворенности внутренних потребителей объемом и качеством услуг, предоставляемых ОрёлГУЭТ. В частности решались следующие задачи:

1. выявить мнение обучающихся об уровне подготовки в ОрелГУЭТ;

2. выяснить перспективы дальнейшего трудоустройства выпускников 2016 года по полученному направлению и профилю подготовки.

В анкетировании приняли участие 97 студентов (45,54% от общей численности студентов дневного отделения 4 курса).

Предложенная студентам анкета включала 20 вопросов, значимые для анализа требований и удовлетворенности объемом и качеством образовательных услуг, реализуемых вузом. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.

Результаты мониторинга представлены ниже.

Общее качество образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГУЭТ, пятикурсники оценили в 7,72 баллов.

Степень соответствия ожиданиям студентов качества преподавания по предлагаемым вузом специальностям было оценено в 7,24 баллов.

7,43 баллов – настолько ОрелГУЭТ оказался способен удовлетворить образовательные запросы будущих выпускников.

В целом же соответствие ОрёлГУЭТ представлению об идеале высшего образования оценено в 7,1 баллов.

Особого внимания требуют ответы на вопросы, касающиеся организации производственного обучения студентов, возможности реализовать себя в ходе производственных практик, уровня практической подготовки. Так, если уровень своей теоретической подготовки будущие бакалавры оценили в 7,25 баллов, то вот практической подготовки ниже (показатель близок к среднему) – 6,62%, готовность работать по специальности именно сейчас (не имея пока диплома бакалавра) – 5,78 баллов. В 8,12 баллов была оценена достаточность полученных в ОрёлГУЭТ знаний и компетенций по основной специальности для будущей работы. Достаточность степени бакалавра для трудоустройства на достойную работу оценена как недостаточная. Данная оценка подтверждается намерением опрошенных продолжить образование на следующей ступени – 66,67% респондентов в ответах отразили намерение поступать в магистратуру.

Несмотря на то, что студенты дали оценки, тяготеющие к средним, или достаточно высокие оценки, они отличаются от оптимальных (естественно, что желательный для вуза показатель должен был бы составить 9-10 баллов). Кроме того, студенческие ответы отличались, существенным разбросом – от 5-6 до 9-10 баллов, в том числе и по факультетам.

Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обнаруживают слабые места в его работе. В частности речь идет о формировании практических навыков и опыта работы, формирования востребованных рынком труда компетенций. Студенты всех факультетов дали наименьшие оценки именно по данному параметру работы образовательного учреждения.

Ряд вопросов анкеты носил открытый характер:

  • Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились Вам больше всего? Названные студентами дисциплины представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы студентов на вопрос «Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились больше всего?»

Факультет

Дисциплины

Факультет экономики и управления

Маркетинг, теория организации, иностранные языки, менеджмент, экономическая теория, экономика предприятия, финансовый менеджмент, микроэкономика, микроэкономика, история, налоги и налогообложение, психология, финансы, кредит и банковская деятельность, страхование, бухгалтерская финансовая отчетность, русский язык и культура речи, ценообразование, математический анализ, финансовое право, философия.

Факультет информационных технологий и системного анализа

Все, реализуемые кафедрой математики, информатики и информационных технологий. Программирование, анализ данных и баз данных, маркетинг, философия.

 

Факультет пищевых технологий

Технология, организация предприятия, математика, товароведение, микробиология, химия, оборудование ресторанного сервиса.

Факультет бизнеса и рекламы

Физика, товароведение, математика, статистика, экспертиза плодоовощных товаров, культурология, биохимия, стандартизация, микробиология, организация и управление на предприятии, рекламная деятельность,.

 

  • Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения? Преобладающим ответом стал общий - дисциплины специализации. Перечислены также были не только дисциплины, напрямую относящиеся к получаемым специальностям, но и другие (табл. 3):

Таблица 3 – Ответы студентов на вопрос «Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения?»

Факультет

Дисциплины

Факультет экономики и управления

Экономическая теория, финансы и кредит, налоги и налогообложение, экономика предприятия, кредит и банковское дело, страхование, корпоративные финансы, иностранные языки, бухгалтерский учет

Факультет информационных технологий и системного анализа

Программирование, Информатика, Бухгалтерский учет, английский язык, по специальности и профилю подготовки.

Факультет пищевых технологий

Технология (практика), иностранные языки, оборудование ресторанного сервиса, технология продуктов питания, профессиональные дисциплины.

Факультет бизнеса и рекламы

Математика, химия, таможенное дело, информатика, товароведение, маркетинг.

 

Обращает на себя внимание прослеживающаяся из года в год  закономерность. Ответы на открытые вопросы оказались взаимосвязаны – те дисциплины, которые более всего запомнились опрашиваемым, оказались дисциплинами, которым необходимо уделять больше времени для изучения.

47,92% опрошенных не изменили бы выбор ОрёлГУЭТ, если бы им пришлось снова выбирать, где получить образование; 29,17% - затруднились с ответом на вопрос «Изменился ли Ваш Выбор вуза, еслибы пришлось снова выбирать, куда пойти учиться?». 59,37% опрошенных выпускников утверждают, что их близкие и родственники довольны тем, что они закончили именно ОрелГУЭТ, 35,42% - затруднились с ответом. 60,42% респондентов посоветовали бы своим знакомым и близким пойти учиться именно в ОрёлГУЭТ.

Приведенные выше показатели являются свидетельством высокого уровня удовлетворенности обучающихся уровнем и качеством услуг, реализуемых ОрёлГУЭТ.

Блок вопросов-ответов (вопросы 13-16) связан с трудоустройством студентов ОрёлГУЭТ и имеет особую значимость, поскольку отражает конкурентоспособность бакалавров, подготовленных вузом, на рынке труда, а также способность института удовлетворять его требованиям.

Согласно анкетным данным 32,29% респондентов на момент проведения мониторинга работали, 20%  - определились с местом будущей работы.

Желание будущих выпускников работать именно по выбранной специальности оценить однозначно оказалось сложно, поскольку более актуальным остается вопрос найти работу, а по специальности или нет будет будущее трудоустройство, как проблема, отодвигается на задний план.

Насколько выпускников устроит работа по специальности, можно судить по ответам на вопрос 13. Здесь предполагалось оценить, насколько работа по специальности удовлетворит респондента; оценки осуществлялись по 10-тибальной шкале. Средний балл составил – 6,82.

По результатам, полученным в результате маркетингового исследования, можно  рекомендовать  активизировать  работу  вуза  по  следующим  направлениям:

1). Осуществлять дополнительную работу в направлении организации производственного обучения студентов, повышения качества  и эффективности производственных практик. Это, в свою очередь, предполагает увеличение количества предприятий, заключивших с вузом договоры о сотрудничестве и договоры о подготовке специалистов, расширение круга предприятий, готовых принять студентов ОрёлГУЭТ для прохождения производственной практики, изменение требований и формулировка дополнительных рекомендаций по прохождению производственной практики и выполнению отчетов по ней, адаптация этих требований к условиям места прохождения практики.

2). Активизировать деятельность Отдела дополнительного образования и содействия трудоустройству выпускников с целью расширения поддержки и помощи студентам в поиске работы – помощь в написании резюме, пояснения об особенностях поиска работы по объявлению и т.п., информирование о существующих базах вакансий и особенностях поиска работы через Интернет.

Календарь событий :