Орловский государственный университет

Экономики и торговли

ВЫПУСКНИК-2014

Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников в соответствии с планом работы в июне 2014 г. проведено исследование, направленное на выяснение степени удовлетворенности выпускников обучением в ОрелГИЭТ и их востребованности на рынке труда. Исследование осуществлялось на основе анкетирования. Результаты опроса позволяют:

  • уточнить степень удовлетворенности бывших студентов качеством реализации учебного, воспитательного и проч. процессов вуза;
  • сделать выводы о востребованности на рынке труда молодых специалистов, подготовленных в ОрёлГИЭТ, скорости вхождения молодых специалистов на рынок труда;
  • выявить наиболее эффективные на сегодня формы и варианты поиска работы;
  • конкретизировать требования потребителей образовательных услуг к работе вуза.

В опросе приняли участие 97 чел., что составляет 20,55% от общей численности выпускников ОрелГИЭТ 2014 г. (472 чел.).

Предложенная выпускникам анкета включала два блока вопросов. Вопросы 2-10 имеют целью выявить степень удовлетворенности выпускников ОрелГИЭТ организацией учебной, воспитательной и научной работы вуза. Вопросы 11-17 направлены на выяснение состояния трудоустройства выпускников и их востребованности на рынке труда региона.

Бывшим студентам предлагалось оценить по 5-тибальной шкале свою компетентность в приобретенной профессии. «Отлично» себе поставили 46% опрошенных выпускников, «хорошо» - 50%, «удовлетворительно» - 4%. Средний балл составил 4,13 (данные по факультетам представлены в Приложении Б).

78,35% опрошенных не изменили бы выбор ОрёлГИЭТ, если бы им пришлось снова выбирать, где получить образование. 81,41% опрошенных выпускников утверждают, что их близкие и родственники довольны тем, что они закончили именно ОрелГИЭТ. 74,23% респондентов посоветовали бы своим знакомым и близким пойти учиться именно в ОрёлГИЭТ.

Приведенные выше показатели являются свидетельством высокого уровня удовлетворенности бывших студентов уровнем и качеством услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ.

Ряд вопросов анкеты носил открытый характер:

  • Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились Вам больше всего? Названные студентами дисциплины представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Ответы студентов на вопрос «Какие учебные занятия (по какому предмету) в институте запомнились больше всего?»

Факультет Дисциплины
1 2
Инженерно-технологический факультет Физика, микробиология, немецкий язык, английский язык, технология продукции общественного питания, контроль качества, технология.
Факультет учета и информационных технологий История религии, налоги, философия, правоведение, мировая экономика, экономическая теория, бухгалтерско-финансовый учет, аудит, судебно-бухгалтерская экспертиза, контроль и анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, психология, английский язык.
Финансово-экономический факультет Бухгалтерский учет, экономическая теория, мировая экономика, финансы, философия, психология, менеджмент, история, оценка машин, оборудования, транспортных средств, товароведение, финансовый менеджмент, оценка недвижимости, математика, английский язык, экономика предприятия, статистика, ДКБ (деньги, кредит, банки), деловой английский язык, оценка бизнеса, история религии, конъюнктура внешнеэкономической деятельности, Организация и техника внешнеэкономической деятельности, КСЕ.
Факультет управления Управление персоналом, мотивация труда персонала, социология, правоведение, философия, маркетинг, кадровый консалтинг и аудит, информатика, информационные технологии, психология, политология, математика.
Факультет бизнеса и рекламы Коммерческая деятельность, правоведение, философия, физика, товароведение, основы рекламы, история, менеджмент, КСЕ, иностранный язык, математика, экономическая теория, биржевое дело, политология, компьютерные технологии.

 

  • Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения? Преобладающим ответом стал общий - дисциплины специализации. Перечислены также были не только дисциплины, напрямую относящиеся к получаемым специальностям, но и другие (табл. 2):

 

Таблица 2 – Ответы студентов на вопрос «Каким дисциплинам, по Вашему мнению, стоит больше уделять времени изучения?»

Факультет Дисциплины
1 2
Инженерно-технологический факультет Профильные дисциплины, практические занятия, технология продукции общественного питания, проектирование.
Факультет учета и информационных технологий Профильные дисциплины, анализ и аудит, бухгалтерский учет, налоги.
Финансово-экономический факультет Математика, экономика организации, маркетинг, бухгалтерский учет, оценка собственности, финансы, экономическая теория, оценка земли, менеджмент, иностранные языки, организация деятельности коммерческого банка, практические занятия.
Факультет управления Консалтинг и аудит, иностранный язык, психология, маркетинг, конфликтология, мотивация трудовой деятельности, основы управления персоналом, менеджмент.
Факультет бизнеса и рекламы Социология, иностранный язык, психология, товароведение, основы рекламы, экономическая теория, физика, основы коммерции, дизайн.

 

Обращает на себя внимание следующая закономерность. Ответы на открытые вопросы оказались взаимосвязаны – те дисциплины, которые более всего запомнились опрашиваемым, оказались дисциплинами, которым необходимо уделять больше времени для изучения.

Большинство опрошенных (72,16%) считают, что все изученные специальные дисциплины пригодятся в работе; затруднились с ответом на вопрос о востребованности полученных знаний по специальности 17,53% респондентов.

Следующий блок вопросов-ответов связан с трудоустройством выпускников ОрелГИЭТ. К моменту окончания вуза 73,2% из числа опрошенных уже определились с местом будущей работы. Наиболее высокие показатели трудоустройства выпускников, свидетельствующие о востребованности соответствующих специальностей на рынке труда, на финансово-экономическом факультете, факультете бизнеса и рекламы, факультете управления. 23,71% опрошенных студентов указали, что их работа связана с местом производственной практики в вузе.

Информация о трудоустройстве выпускников по направлениям подготовки (по факультетам) представлена ниже (табл. 3):

 

Таблица 3 - Показатели трудоустройства выпускников ОрелГИЭТ

Факультет % трудоустроенных выпускников (по анкетным данным), 2014 г. % трудоустроенных выпускников (по анкетным данным), 2013 г. % трудоустроенных выпускников (по анкетным данным), 2012 г.
1 2 3 4
ФЭФ 75% 72% 72,5%
ФУиИТ 67% 60% 59,1%
ФБиР 68% 69% 68%
ФУ 72% 72% 70,1%
ИТФ 67% 56% 55,4%
ОрелГИЭТ 73,2% 73,5% 71,4%

 

Степень сложности найти место трудоустройства выпускники оценили по 10-тибальной шкале в 2,79 балла (шкала оценок: от 0 (сложностей не было) до 10 (крайне сложно). Показатель в 2,79 балла означает высокую скорость адаптации выпускников ОрелГИЭТ на рынке труда и их трудоустройства.

13,4% респондентов указали, что изначально не искали работу по специальности. По 10-тибальной шкале оценок работа по специальности устроит выпускников 2014 г. на 5,47 балла (шкала оценок: от 0 (абсолютно не устраивает) до 10 (абсолютно устраивает)). При этом 52,58% опрошенных выпускников указали, что для них предпочтительнее работа по любой специальности, но с большим заработком. Работу по специальности, но со средним заработком выбрали бы 32,99% выпускников.

Основным препятствием в поиске работы по специальности выпускники считают отсутствие опыта или стажа работы.

Трудоустроившиеся выпускники ОрёлГИЭТ 2014 г. отметили, что поиск работы осуществляли, в первую очередь, по объявлениям в СМИ и через знакомых, затем (в порядке убывания) использовались следующие стратегии поиска работы: рассылка резюме, через институт (производственная и преддипломная практика), частные кадровые агентства, Государственная служба занятости.

26,8% от общего числа опрошенных выпускников либо не дали никакого ответа на вопрос о трудоустройстве, либо ответили «нет». Как выяснилось при беседе с ними, обоснованием отсутствия работы они связывают  с  некоторыми объективными факторами – служба в армии, декретный  отпуск,   продолжение  обучения  в  магистратуре (аспирантуре)  и т.п.

Общее распределение выпускников 2014 г. по каналам занятости, согласно нашим прогнозам, будет выглядеть следующим образом (табл. 5).

 

Таблица 5 – Прогноз распределение выпускников по каналам занятости

Каналы занятости Общее количество выпускников ОрелГИЭТ очной формы обучения
Всего, их них: 472
Будут трудоустроены 346
Будут призваны в ряды Вооруженных сил РФ 32
Продолжат обучение 74
Будут находится в отпуске по уходу за ребенком 20
Имеют риск быть не трудоустроенными всего -

 

Согласно прогнозу, 73,3% выпускников будут трудоустроены, 15,68% продолжат обучение в аспирантуре или магистратуре. Таким образом, прогнозные оценки ЦМиСТВ подтверждены эмпирической информацией, полученной в ходе опроса.

По результатам, полученным в результате маркетингового исследования, можно  рекомендовать  осуществлять дополнительную работу в направлении организации производственного обучения студентов, повышения качества  и эффективности производственных практик. Это, в свою очередь, предполагает увеличение количества предприятий, заключивших с вузом договоры о сотрудничестве и договоры о подготовке специалистов, расширение круга предприятий, готовых принять студентов ОрёлГИЭТ для прохождения производственной практики, изменение требований и формулировка дополнительных рекомендаций по прохождению производственной практики и выполнению отчетов по ней, адаптация этих требований к условиям места прохождения практики. Необходимо активизировать работу с предприятиями, предоставляющими места для прохождения производственной и преддипломной практике с учетом их заинтересованности в молодых специалистах – выпускниках ОрелГИЭТ.

 

Календарь событий :