Орловский государственный университет

Экономики и торговли

ПЯТИКУРСНИК-2013

Мониторинг осуществлен в декабре 2013 г. в соответствии с планом работы Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников. Подготовлен и проведен студентов 5 курса всех факультетов на основе анкеты. Цель опроса заключалась в выявлении степени удовлетворенности внутренних потребителей объемом и качеством услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ. В частности решались следующие задачи:

  1. выявить мнение обучающихся об уровне подготовки в ОрелГИЭТ;
  2. выяснить перспективы дальнейшего трудоустройства пятикурсников по полученной специальности.

В анкетировании приняли участие 96 студентов (20% от общей численности студентов дневного отделения 5 курса).

Предложенная студентам анкета включала 20 вопросов, значимые для анализа требований и удовлетворенности и затрагивающих многие аспекты жизни студенчества и деятельности вуза. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.

Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ.

Общее качество образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ, пятикурсники оценили в 8,27 баллов.

Степень соответствия ожиданиям студентов качества преподавания по предлагаемым вузом специальностям было оценено в 8,65 баллов.

8,65 баллов – настолько ОрелГИЭТ оказался способен удовлетворить образовательные запросы будущих выпускников.

В целом же соответствие ОрёлГИЭТ представлению об идеале высшего образования оценено всего в 7,6 баллов.

Особого внимания требуют ответы на вопросы, касающиеся организации производственного обучения студентов, возможности реализовать себя в ходе производственных практик, уровня практической подготовки. Так, если уровень своей теоретической подготовки будущие специалисты оценили в 7,23 баллов, то вот практической подготовки значительно ниже (показатель близок к среднему) – 6,96%, готовность работать по специальности именно сейчас (не имея пока диплома о высшем образовании) – 6,8 баллов. В 7,34 балла была оценена достаточность полученных в ОрёлГИЭТ знаний и компетенций по основной специальности для будущей работы.

Эффективность организации производственной практики студенты оценили – всего в 6,56 баллов. Данная оценка значительно варьируется по факультетам. Столь средняя оценка, на наш взгляд, может быть связана с тем, что подход руководителей разных предприятий, принимающих наших студентов на производственную и преддипломную практику, различается. Руководители предприятий и организаций, заинтересованные в молодых специалистах, обеспечивают достойные условия для будущих выпускников, способствуя получению ими необходимых практических навыков работы на предприятии. В обратном случае (при отсутствии подобной заинтересованности) – производственная практика проходит формально, не обеспечивая студентам должного уровня удовлетворенности.

Несмотря на то, что студенты дали оценки, тяготеющие к средним, или достаточно высокие оценки, они отличаются от оптимальных (естественно, что желательный для нас показатель должен был бы составить 9-10 баллов). Кроме того, студенческие ответы отличались, на наш взгляд, существенным разбросом – от 5-6 до 9-10 баллов, в том числе и по факультетам (Приложение Б).

Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обнаруживают слабые места в его работе. В частности речь идет об организации производственного обучения и производственных практик. Студенты всех факультетов дали наименьшие оценки именно по данному параметру работы образовательного учреждения.

26,04% опрошенных намерены получить дополнительное образование по другой специальности, 39,58% считают, что образование, полученное в ОрёлГИЭТ, и выбранная специальность достаточны для последующей успешной самореализации в профессии, 34,37% - затруднились ответить на вопрос «Намерены ли Вы получить дополнительное образование по другой специальности?».

Блок вопросов-ответов (вопросы 11-20) анкеты связан с трудоустройством студентов ОрёлГИЭТ и имеет особую значимость, поскольку отражает конкурентоспособность специалистов, подготовленных нашим вузом, на рынке труда, а также способность института удовлетворять его требованиям.

Согласно анкетным данным 42,7% пятикурсников на момент проведения мониторинга работали, причем 20,83% из них работают по своей специальности. Желание будущих выпускников работать именно по выбранной специальности оценить однозначно оказалось несложно. По предложенной шкале на вопрос «Вы определились, будете работать по специальности?» была получена оценка в 6,75 баллов.

С местом будущей работы определились 19,79% студентов, затруднились  с ответом на вопрос «Вы определились с местом будущей работы?» 30,20%, нет – ответили 50% респондентов. Это неплохой показатель, так как студенты 5 курса ещё не проходили преддипломную практику, а, как показывает опыт предыдущих периодов, именно благодаря производственным и преддипломным практикам работу находят до 50% выпускников.

Насколько пятикурсников устроит работа по специальности, можно судить по ответам на вопрос 15. Здесь предполагалось оценить, насколько работа по специальности удовлетворит респондента; оценки осуществлялись по 10-тибальной шкале. Средний балл составил – 7,38.

Опрошенные пятикурсники уверенно смотрят в будущее и на вопрос «Насколько сложно найти место работы?» указали поразительно низкие оценки – средний балл составил всего 2,48. (Шкала оценок: 0 – не сложно – 10 – крайне сложно).

По мнению студентов 5 курса основными препятствиями в поиске работы по своей специальности являются отсутствие стажа – названо 77,08% опрошенных (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос о препятствиях в поиске работы по специальности

 

Что касается методов поиска работы, то студенты наиболее эффективным признают поиск работы по объявлению (36,45%) через рассылку резюме (7,29%), помощь родителей и родных (10,41%), 3,13% опрошенных надеются на помощь вуза (рис. 2).

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос о методах поиска работы

 

На поставленный вопрос ответили только те студенты, кто уже трудоустроен или определился с местом будущего трудоустройства. С помощью института нашли работу 3,13% студентов ответивших на вопрос о методах поиска работы. В целом же роль вуза в содействии трудоустройству оценена не высоко – 4,87 балла.

По результатам, полученным в результате маркетингового исследования, можно  рекомендовать  осуществлять дополнительную работу в направлении организации производственного обучения студентов, повышения качества  и эффективности производственных практик, усилить взаимодействие вуза со структурами предпринимательского сектора, активизировать деятельность с целью расширения поддержки и помощи студентам в поиске работы.

 

Календарь событий :