Орловский государственный университет

Экономики и торговли

ПЕРВОКУРСНИК-2013

С целью анализа требований степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» в октябре 2013 г. Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников в соответствии с планом деятельности проведен мониторинг мнений студентов первого курса об ОрёлГИЭТ. Цель опроса – выявить:

  1. Что повлияло на выбор обучающихся первого курса будущей профессии и нашего вуза;
  2. Как бывшие абитуриенты чувствуют себя в роли студентов ОрелГИЭТ.

Предложенная студентам анкета включала 27 вопросов, затрагивающих различные аспекты жизни студенчества и деятельности вуза. Наиболее часто встречающаяся в анкете шкала предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.

Ряд вопросов анкеты носил «открытый характер», что позволило судить не только о степени удовлетворенности услугами вуза, но и уточнить требования потребителей образовательных услуг.

С точки зрения оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг г. Орла и региона, интерес представляют студенческие ответы на вопросы 1-6 предложенной анкеты.

Степень достаточности выбора направлений подготовки и специальностей, предлагаемых в городе (населенном пункте) проживания абитуриентов, была оценена не высоко – 4,95 балла.

Отсутствие желаемого вуза (специальности) в родном городе стало причиной выбора ОрёлГИЭТ для 43,7% (отсутствие желаемого вуза) и 17,2% (отсутствие специальности в городе) сегодняшних первокурсников (рис. 1). Также выбор нашего образовательного учреждения обусловлен и другими причинами. Одной из чаще всего упоминаемых являлось отсутствие возможности оплатить обучение (назвали 31,0% опрошенных), сложность вступительных ЕГЭ (28,7%). Студенты-орловцы называли и такие причины, как нежелание уезжать из родного города (20,7%).

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос о достаточности выбора вуза и специальности

 

С точки зрения организации профориентационной работы, обеспечения взаимодействия школа-вуз, стоит обратить внимание на ответы на вопрос об источнике информации об ОрёлГИЭТ и предлагаемых им направлениях подготовки (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос
«Откуда Вы впервые узнали о специальности?»

Главным источником информации оказались друзья и соседи (назвали 35,6% студентов-первокурсников). Данные факты необходимо учесть при организации профориентационной работы с выпускниками школ, учреждений НПО и СПО.

В качестве главного фактора, обусловившего выбор специальности и вуза, первокурсники указали собственное решение – 67,8%. Мнение родителей стало первоочередным для 35,6% опрошенных. Мнение друзей и рекомендации знакомы – для 2,3% первокурсников.

На вопрос «Вы поступили туда, куда хотели? Насколько Вы удовлетворены поступлением» средний балл, данный студентами 1 курса, составил 6,7 балла по предложенной десятибалльной шкале оценок. Отметим, что такой же балл поставили студенты первого курса 2012 г.

Небезынтересны ответы на вопрос о месте нашего вуза в списке приоритетов нынешних студентов, а в прошлом абитуриентов. Студенты указали (по средней величине) 2,05 место.

Ответы на вопрос «Чем Вы руководствовались при выборе нашего учебного заведения?» распределились следующим образом (рис. 3) и подтверждают ранее полученные результаты (ответы на вопрос «Кто повлиял на Ваш выбор специальности?»).

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Чем Вы руководствовались при выборе нашего учебного заведения?»

 

Приведенная информация позволяет сделать выводы о привлекательности и конкурентоспособности ОрёлГИЭТ, о надежности его позиций. Ожидания первокурсников от обучения в ОрелГИЭТ также подтверждает вывод о конкурентоспособности вуза (рис. 4).

Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос
«Что Вы хотите получить от обучения в ОрелГИЭТ?»

 

В следующей таблице (табл. 1) приведены ответы студентов на вопросы, касающиеся уровня и качества услуг ОрёлГИЭТ.

Таблица 1. – Уровень и качество услуг в Орловском государственном институте экономики и торговли глазами студентов

Номер вопроса анкеты Формулировка вопроса Бальная оценка (оценки предполагались от 1 до 10 баллов, где 1- низшая степень, 10 – высшая)
Факультет управления Финансово-экономический факультет Факультет учета и информационных технологий Инженерно-технологический факультет Факультет бизнеса и рекламы Средняя по институту
9. Как Вы считаете, насколько ОрёлГИЭТ способен удовлетворить Ваши образовательные запросы? 7,85 8,0 7,8 8,73 6,6 7,8
10. Насколько Вы удовлетворены информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам). 6,95 7,00 8,60 7,00 7,4 7,30
11. Насколько ОрелГИЭТ соответствует Вашему представлению об идеале высшего образования? 6,4 7,0 7,3 8,53 7,0 7,4
12. Насколько Вам нравится учиться в ОрелГИЭТ? 7,75 7,0 7,34 9,0 8,5 7,95
14. Нравится ли Вам ваша группа? 7,65 8,0 7,8 8,8 7,7 7,99
15. Припомните, насколько комфортно Вы ощущали себя в школе. 8,9 8,0 8,1 6,7 8,0 7,9
16 Насколько комфортно Вы ощущаете себя в вузе? 7,7 7,0 8,0 8,0 8,4 7,9
25. Доминирующее отношение к вам со стороны преподавателей в целом? 7,86 8,17 8,78 7,08 7,85 8,7
26. Со стороны администрации факультета? 7,74 7,95 9,57 7,04 7,72 7,7

 

Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве услуг, реализуемых ОрёлГИЭТ, как образовательных, так и связанных с воспитательной работой со студенческой аудиторией.

Информация, приведенная в таблице, свидетельствует, что наиболее «удовлетворенной» аудиторией оказались студенты факультета учета и информационных технологий, финансово-экономического факультета и инженерно-технологического факультета, давшие наиболее высокие оценки по большинству заданных вопросов. Проведенный мониторинг позволяет оценить степень удовлетворенности студенческой аудитории, с точки зрения адаптации студентов-первокурсников к вузовским условиям обучения (вопросы 15, 16). На момент проведения опроса (первый модуль первого семестра) степень комфортности в вузе студенты оценили в 7,9 баллов, что совпадает с оценкой степени комфортности пребывания в школе. Большинство студентов довольны своей группой и сложившимся в ней коллективом (7,99 балла – вопрос 14).

Особого внимания  заслуживают студенческие ответы на вопрос 13  предложенной анкеты. Если рассмотренные выше результаты анкетирования отражали в основном степень удовлетворенности студентов, то результаты опроса по данной позиции позволяют уточнить требования потребителей образовательных услуг ОрёлГИЭТ к его деятельности. Вопрос 13 «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?» носил открытый характер. Здесь были указаны следующие ответы (табл. 2):

 

Таблица 2 – Недостатки вуза глазами студентов

Ответы на вопрос «Чего и насколько Вам не хватает в вузе?» Всего студентов
1. Доступного Интернета в институте и в общежитии. 15 %
2. Лавочек в  коридорах 12,5%
3.Творческих кружков. 2,5%
4. Обустроенного внутреннего дворика 7,5%
5. Обустроенной спортивной площадки 2,5%
6. Спортивных секций 12,5%

 

Большинство высказанных пожеланий касались рекреационных возможностей – лавочки в коридорах, обустроенный внутренний дворик, занятия спортом и т.п. С организацией учебного процесса связано лишь одно замечание студентов – недостаточные возможности работы в сети Интернет.

В 2012 г. в качестве недостатка организации учебного процесса студенты-первокурсники указали недостаточное понимание сути бально-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний.

Данное обстоятельство обусловило необходимость дополнительной работы со студентами по объяснению особенностей модульной системы обучения и бально-рейтинговой системы оценки знаний. Для оценки результативности предпринятых мер по сглаживанию данного недостатка в анкете 2013 г. появился ряд вопросов (18-21), касающихся данной проблемы. В целом степень ясности БРС  по 10-тибальной шкале студенты оценили в 7,2 балла. Разъяснения по поводу оценки знаний в рамках БРС в основном студенты получили от преподавателей и представителей деканатов (рис. 5). Кураторы учебных групп разъяснительные беседы по БРС провели только на инженерно-технологическом факультете и факультете бизнеса и рекламы.

 

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос
«Кто объяснил Вам, как оцениваются знания студентов по бально-рейтинговой системе?»

 

Об информированности студентов о критериях оценки по каждой изучаемой дисциплине свидетельствуют данные рисунка 6.

Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос
«Были ли Вы проинформированы с начала семестра о критериях получения оценок по каждой изучаемой дисциплине?»

 

Следует обратить внимание на обеспечение доступности обучаемым информации о текущих рейтингах. Лишь 20% опрошенных утверждают, что им удается контролировать «текущий» балл по всем дисциплинам модуля (рис. 7).

Рисунок 7 – Распределение ответов на вопрос «Удается ли Вам контролировать
«текущий» балл по определенной дисциплине?»

 

В целом, полученные результаты нельзя трактовать как однозначные. Студенты имеют представление о сути БРС, не всегда они контролируют и четко могут ответить, каков «текущий» балл по каждой дисциплине. Сглаживает ситуацию факт того, что опрос проводился в начале октября, т.е. времени на адаптацию и привыкание к вузовской системе обучения и новым критериям оценки знаний у первокурсников было недостаточно.

О кураторской работе. Большинство студентов-первокурсников (92,0%) знают куратора своей группы. Показатели кураторской работы разнятся по факультетам. На инженерно-технологическом факультете куратор известен 100% первокурсников, на финансово-экономическом - 82%, на факультете управлении – 95%, на факультете бизнеса и рекламы – 90%, на факультете учета и информационных технологий – 93%.

И последние обстоятельство, заслуживающее внимания, - это представления студентов о своих правах и о студенческих организациях, защищающих права студентов. Знание своих прав первокурсники оценили в 4,7 баллов и затруднились с ответом на вопрос, есть ли в ОрелГИЭТ организации, реально представляющие права студентов. Данное обстоятельство определяет еще одно направление воспитательной работы вуза.

По результатам, полученным в ходе исследования, можно  рекомендовать при организации профориентационной работы акцент делать на привлекательности и конкурентоспособности ОрёлГИЭТ на рынке образовательных услуг, активизировать кураторскую работу с первым курсом, улучшать материально-техническую базу ОрелГИЭТ в направлении создания рекреативных условий.

 

Календарь событий :