Орловский государственный университет

Экономики и торговли

ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ

Проблема этнотолерантности является актуальной для вуза. Это объясняется следующими обстоятельствами. В Орловском государственном институте экономики и торговли обучаются студенты разных национальностей – титульной национальности (русские), не титульных национальностей (украинцы, молдаване, азербайджанцы, грузины, туркмены и др.). Студенты находятся в постоянном взаимодействии. Многонациональность контингента обучающихся способна породить межнациональные проблемы, связанные с особенностями национального менталитета студентов. В связи с этим возможны ситуации, когда студенты не смогут найти общий язык и прийти к взаимопониманию.

Подобный опрос, посвященный проблемам взаимодействия и сотрудничества между студентами разных национальностей, проводился в октябре 2012 г. Целью повторного маркетингового исследования являлось изучение уровня межнациональной толерантности студентов ОрёлГИЭТ, изменение межнациональных отношений как показатель реализации воспитательного процесса. Исследование осуществлялось на основе анкетирования студентов 2-3 курсов финансово-экономического факультета, факультета учета и информационных технологий, факультета управления, факультета бизнеса и рекламы.

Большинство вопросов повторяет прошлогоднюю анкету, но появились и новые: «Обсуждаете ли Вы в своей группе взаимоотношения между людьми разной национальности?», «Проводились ли в Вашей группе куратором или представителями деканата беседы, посвященные межнациональным отношениям и этнотолерантности?» и др.

В ходе исследования было роздано 100 анкет, заполнено – 93. В опросе приняли участие 72 студента титульной национальности, 21 студент – не титульной национальности.

Подавляющее большинство студентов ОрёлГИЭТ - 85% (88% русских и 76% других национальностей) знают, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и других признаков (рис.1). В 2012 г. положительный ответ на вопрос «Знаете ли Вы, что Конституция РФ (Основной закон России) закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?» дали 80% студентов (76% русских и 64,5% других национальностей)

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы, что Конституция РФ (Основной закон России)
закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности?»

 

Студентами ОрелГИЭТ правильно трактуются понятия «толерантность», «националист», «национальность».

90,3% (2012 г. - 92,5%) опрошенных, в том числе 97,2% (95,51%) титульной и 67% (92,5%) не титульной национальностей рассматривают толерантность как уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания (рис. 2).

Обращает на себя внимание восприятие этого понятия студентами не титульной национальности. 24% опрошенных студентов не титульной национальности трактуют его как процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной попсой. Такие ответы прозвучали на финансово-экономическом факультете.

2012 г.

2013 г.

Рисунок 2 – Понятие «толерантность» в восприятии студентами

 

«Национальность» как принадлежность индивида к определенной этнической группе трактуется 89% (2012 г. - 93,33%) обучающихся -  97,2% (94,38%) //титульной и 91,0% (90,32%) не титульной национальностей – рисунок 3.

 

2012 г.

2013 г.

Рисунок 3 – Понятие «национальность» в восприятии студентами

 

84,7% (2012 г. - 78,33%) опрошенных студентов (84,7% (82,02%) титульной и 67% (67,74%) не титульной национальностей) согласны с тем, что националист – это тот, кто считает представителей своей национальности лучше всех других людей (рис. 4).

Рисунок 4 – Понятие «националист» в восприятии студентами

Как показывают сопоставления с прошлогодними ответами, расхождения во мнениях совпадают, как в результатах опроса в 2012 г., так и в 2013 г.

В анкете 2013 г. появился новый вопрос – «Обсуждаете ли Вы в своей группе проблемы взаимоотношений между людьми разной национальности?». Полученные ответы свидетельствуют об актуальности проблемы этнотолерантности и о небезразличии к ней студентов ОрелГИЭТ (рис. 5).

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Обсуждаете ли Вы в своей группе
проблемы взаимоотношений между людьми разной национальности?»

 

Как показывают полученные ответы, проблема взаимоотношений между людьми разной национальности и концессий больше волнует студентов титульной национальности. Среди иностранных обучающихся только 9% опрошенных дали положительный ответ на вопрос об обсуждении этих проблем в группе.

Ответы студентов на следующий вопрос («Проводились ли в Вашей группе куратором или представителями деканата беседы, посвященные межнациональным отношениям и этнотолерантности?») позволяют делать выводы об организации воспитательной работы в вузе, о скорости принятия решений и их исполнении по результатам анализа требований и удовлетворенности в соответствии с процессами СМК.

На вопрос о разъяснительной работе деканатов и кураторов получены следующие результаты (рис. 6).

Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Проводились ли в Вашей группе куратором или представителями деканата беседы, посвященные межнациональным отношениям и этнотелерантности?»

 

Большинство студентов ОрелГИЭТ не проявляют интереса к национальности человека при первом знакомстве с ним. Такой ответ дали 53,8% опрошенных, в том числе 48,6% - студентов титульной и 72% студентов не титульной национальности. Положительный ответ на вопрос «При первом знакомстве с человеком интересна ли Вам его национальность?» дали 35,% опрошенных (37,5% - представителей титульной и 28% - не титульной национальности).

Разошлись ответы на вопрос «Приходилось ли Вам испытывать стыд за людей своей национальности?» с ответами 2012 г.. 68,1% (75,28% - 2012 г.) опрошенных русских студентов ответили на него «ДА», тогда как ответ «НЕТ»  дали  53%  (61,29%)  студентов  не титульной национальности (рис. 7).

 

2012 г.

2013г.

Рисунок 7 – Распределение ответа на вопрос «Приходилось ли Вам испытывать стыд
за людей свой национальности?»

 

Для 65,6% (2012 г. -74,17%) опрошенных (56,9% (67,42%) титульной и 95% (93,55%) не титульной национальностей) национальность при выборе друзей не имеет значения (рис. 8).

Рисунок 8 – Распределение ответа на вопрос «Имеет ли для Вас значение национальность при выборе друзей?»

Отвечая на вопрос «Поддерживаете ли Вы организации, которые выступают против миграции и за «Россию для русских»?» 79,2% (2012 г. -44,94%) студентов титульной национальности не продемонстрировали желания вступить в организации, но поддерживают их позиции. Напротив, 76% (77,42%) студентов других национальностей не выражают поддержки ни деятельности этих организаций, ни их национальной позиции (рис. 9). В целом же не поддерживают позицию этих организаций 27,9% (55,38%) опрошенных.

Рисунок 9 – Распределение ответов на вопрос «Поддерживаете ли Вы организации, которые выступают против миграции
и за «Россию для русских»?»

Главным фактором, определяющим отношение студентов к определенному этносу, является опыт личных контактов – 64,5% (2012 г. -65,83%) опрошенных (рис. 10).

Рисунок 10 – Распределение ответа на вопрос «Что в большей степени влияет на Ваше отношение к определенному этносу?»

 

76% (2012 г. - 77,42%) студентов не титульной национальности гордятся своей национальностью, этот же ответ дали только 59,6% русских студентов. Интересны в этом смысле прошлогодние ответы. Тогда большая часть опрошенных русских студентов (55,06%) указали, что им приходится гордиться и стесняться своей национальности одновременно. В 2013 г. подобный ответ дали 34,7% студентов титульной и 24% студентов не титульной национальности (рис. 11).

Рисунок 11 – Распределение ответов на вопрос об отношении к своей национальности

Большинство опрошенных студентов, как титульной, так и не титульной национальности считают свой народ не лучше и не хуже других (рис. 12):

Рисунок 12 – Распределение ответов на вопрос об отношении к своему народу

5,4% опрошенных дали свой ответ, предложили свое высказывание. Ни одно из них не содержит национальных призывов и не демонстрирует нетолерантного отношения к представителям других национальностей.

Неприязнь к тем или иным этносам доводилось демонстрировать 11,1% (2012 г. - 28,09%) русских студентов. Из студентов не титульной национальности никто не указал подобного ответа, тогда как в 2012 г.  30% студентов не титульной национальности ответили на этот вопрос положительно (рис. 13).

Рисунок 13 – Показатели толерантного поведения студентов ОрёлГИЭТ

Большинство опрошенных студентов указали в своих ответах, что нетерпимое отношение к людям другой национальности в ОрелГИЭТ либо отсутствует, либо встречается крайне редко и не является проблемой (рис.14).

Существует ли в нашем вузе нетерпимое отношение к людям другой национальности?

2012 г.

2013 г.

Рисунок 14 – Показатели толерантного отношения у студентов ОрёлГИЭТ к людям другой национальности

В 2013 г. в анкете изменилось распределение ответов на вопрос – «Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности?». Несмотря на то, что студентам были предложены пять возможных вариантов ответов, были выбраны два основных:

  • «да, наблюдал лично» - этот ответ выбрали 11,8% опрошенных (12,5% - титульной и 9% - не титульной национальности);
  • «нет, не сталкивался» - так ответили 87,2% респондентов (87,5 % – титульной и 91% - не титульной национальности).

В 2012 г. распределение ответов выглядело иначе. По ответам 2012 г. со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности лично сталкивались 44,94% русских студентов и 41,94% студентов других национальностей (рис. 15).

Рисунок 15 – Распределение ответов на вопрос

«Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности?», 2012 г.

Более половины респондентов – 62,4% (2012 г. -65,83%) утверждают, что им приходилось читать или слышать недоброжелательные высказывания о своем народе. Такой ответ в 2013 г. дали 66,7% студентов титульной национальности и 48% - студентов не титульной национальности (рис. 16).

2012 г.

2013 г.

Рисунок 16 – Распределение ответов на вопрос

«Приходилось ли Вам читать или слышать недоброжелательныет высказывания о своем народе?»

Многих студентов разных национальностей связывают дружеские узы - 43,0% (2012 г. -60,83%) от общего числа опрошенных, в том числе 33,3% (62,92%) студентов титульной и 76% (54,84%) не титульной национальности. Готовы пригласить в гости своих сокурсников другой национальности или вероисповедания 48,4% (57,5%) респондентов, в том числе 34,7% (43,82%) респондентов титульной и 96% (96,61%) не титульной национальности. Готовы работать с ними в одной группе – 59,2% (75,83%) обучающихся, в том числе 50% (71,9%) русских студентов и 81% (87,1%) студентов других национальностей. Готовы проводить с ними свободное время – 43% (65%) опрошенных, в том числе 34,5% (49,43%) респондентов титульной и 72% (77,42%) не титульной национальности. Поддержать их, когда их несправедливо критикуют представители других национальностей, готовы 39,8% (63,34%) опрошенных студентов 38,9% (55,06%) русских и 45% (87,1%) студентов других национальностей.

Приведенные выше результаты анкетного опроса с определенной степенью достоверности отражают толерантное мышление и толерантное поведение студентов нашего вуза. Вместе с тем, ответы на ряд вопросов предложенной анкеты не позволяют дать однозначную оценку характеру межнациональных отношений в студенческой аудитории. Немногие студенты ОрёлГИЭТ отрицательно относятся к некоторым нациям. Часть опрошенных не обладает толерантным мышлением. И у многих еще не определились взгляды на межнациональные проблемы. Большое влияние на формирование таких мыслей оказывают передачи телевидения, статьи в газетах, Интернет.

Исследование показало, что:

  • не всегда студент готовы принять людей другой национальности в качестве своих друзей, членов семьи и т.д.
  • отдельные студенты неприязненно относится к людям другой национальности.
  • многие вообще не задумываются об межнациональных проблемах и относятся к ним равнодушно.

По результатам, полученным в ходе маркетингового исследования, можно рекомендовать совершенствовать воспитательную работу в вузе, направленную на  формирование толерантного мышления и поведения студентов, в первую очередь в многонациональных группах, с целью предотвращения межнациональной неприязни и конфликтов.

 

Календарь событий :