Орловский государственный университет

Экономики и торговли

Образовательный процесс в ОрелГУЭТ глазами студентов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОрелГУЭТ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

На современном этапе в условиях ужесточения конкуренции среди высших учебных заведений значительно возросла необходимость в оценке качества предоставляемых образовательных услуг. Одним из критериев оценки качества образовательных услуг является квалификация персонала учебного заведения. Уровень квалификации преподавателя, в свою очередь,  находит свое непосредственное отражение в методическом мастерстве и в качестве проведения учебных занятий.

В современной высшей школе отсутствуют единые критерии и показатели оценки эффективности проведения учебных занятий преподавателями. На основе обобщения результатов научных исследований и практического опыта работы вузов в ОрелГУЭТ разработана анкета, позволяющая оценить качество проводимых занятий, мастерство преподавателей, выявить степень удовлетворённости обучающихся уровнем преподавания учебных дисциплин, уточнить их требования к организации учебного процесса. На основе разработанной анкеты в рамках мониторинга мнений студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и организации учебного процесса в ноябре 2015 г. осуществлен опрос студентов 2-3 курсов, обучающихся по направлениям подготовки 27.03.05 «Инноватика», 43.03.02 «Туризм», 09.03.03 «Прикладная информатика», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 27.03.03 «Системный анализ и управление». Задача мониторинга заключалась в выявлении степени удовлетворенности и требований внутренних потребителей образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГУЭТ, их объемом и качеством.

Исследование носило выборочных характер. В анкетировании приняли участие 45 студентов (64% от общей обучающихся 2-3 курса рассматриваемых направлений подготовки).

Анкета, заполняемая студентами, включала два блока вопросов.

Первый блок посвящен оценке качества преподавания учебных дисциплин и лекторского мастерства преподавателей института.

Вырабатывая критерии оценки деятельности преподавателя, основывались на том, что качество преподавания не сводится только к качеству подготовки преподавателя, а основывается на комплексе личностных свойств, внутренней мотивации педагога, социальной значимости, его взаимоотношения со студентами и т.д. Студентам предлагалось ответить на вопросы, в которых перечислялись профессиональные и личные качества преподавателя вуза. Выбранные для оценки показатели в анкете оценивались в баллах, каждому баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Эти качества предлагалось оценить по 9-тибальной шкале, где: 9-8 баллов – качество проявляется практически всегда; 7-6 баллов – качество проявляется часто; 5-4 балла – качество проявляется на уровне 50%; 3-2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует; 0 баллов – не могу оценить.

Преподаватели ОрелГУЭТ, получили следующие оценки (таблица 1).

 

Таблица 1 – Студенческие оценки качества преподавательского мастерства профессорско-преподавательского состава ОрелГУЭТ

Средняя оценка, полученная преподавателями

8,5 балла

Высший и низший пределы оценок, полученных преподавателями

7,8-9,0

 

Таким образом, если исходить из предложенной бальной шкалы оценки, уровень преподавания учебных дисциплин в ОрелГУЭТ соответствует по количественному критерию качественному показателю «Высокое мастерство преподавательского искусства проявляется практически всегда».

Кроме того, из перечисленных характеристик преподавательского мастерства студенты указывали наиболее значимые, по их мнению, для высокого качества преподавания в вузе. Студентами были выделены следующие качества (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 - Значимость качеств преподавательского мастерства,

с точки зрения студентов

 

Как видно из рисунка 1, студенты в качестве наиважнейших признаков преподавательского мастерства указали: ясное, доступное для восприятия, изложение материала; умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету; творческий подход и интерес к своему делу; объективность в оценке знаний студентов. Эти критерии выделили более 50% опрошенных.

По предложенным в анкете критериям мастерство преподавателей ОрёлГУЭТ студентами было оценено следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2 – Средняя  оценка  лекторского  мастерства  преподавателей ОрелГУЭТ

Критерии оценки

Средняя оценка качества преподавания по данному критерию

1

2

1. Излагают материал ясно, доступно

8,6

2. Разъясняют сложные места

8,8

3. Выделяют главные моменты

8,8

4. Умеют вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

8,4

5. Следят за реакцией аудитории

7,8

6. Задают вопросу, побуждает к дискуссии

8,0

7. Демонстрируют культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

8,6

8. Умеют снять напряжение и усталость аудитории

7,8

9. Ориентируют на использование изученного материала в будущей профессиональной деятельности

8,1

10. Творческий подход и интерес к своему делу

8,0

11. Доброжелательность и такт по отношению к студентам

8,9

12. Терпение

8,5

13. Требовательность

9,0

14. Заинтересованность в успехах студентов

8,4

15. Объективность в оценке знаний студентов

8,5

16. Уважительное отношение к студентам

9,0

17. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

8,7

 

Полученные бальные оценки свидетельствуют о высоком мастерстве преподавателей института и об удовлетворенности студентов ОрелГУЭТ качеством преподавания учебных дисциплин в вузе.

Наиболее низкие бальные оценки преподаватели получили по следующим критериям: следят за реакцией аудитории, задают вопросы, умеют снять напряжение и усталость аудитории.

Во втором блоке вопросов анкеты-опросника были сгруппированы  вопросы,  посвященные  организации  учебного  процесса  в ОрёлГУЭТ.

Второй блок анкеты включал 14 вопросов, значимых для анализа требований и удовлетворенности уровнем организации учебного процесса в ОрёлГУЭТ. Наиболее часто встречающаяся шкала оценок во втором блоке анкеты предполагала оценки от 1 до 10, где 1 – низшая степень, 10 – высшая, 0 – затруднения с ответом.

Однозначность оценок, данных студентами, свидетельствует о высоком качестве образовательных услуг, реализуемых ОрёлГУЭТ. Общее качество образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГУЭТ, обучающиеся оценили в 8,8 балла. Степень соответствия ожиданиям студентов качества преподавания по направлению подготовки было оценено в 8,6 балла. 8,2 балла – настолько ОрелГУЭТ оказался способен удовлетворить образовательные запросы будущих выпускников. Удовлетворенность информационными возможностями в вузе (Интернет, доступ к другим информационным ресурсам – библиотека, внутренняя сеть…), получила оценку – 9,0.

Особого внимания требуют ответы на вопросы, касающиеся организации производственного обучения студентов, возможности реализовать себя в ходе учебных и производственных практик, уровня практической подготовки. Так, если уровень своей теоретической подготовки будущие бакалавры оценили в 7,8 балла, то практической подготовки - немного ниже (показатель близок к среднему) – 6,9 балла. В 7,74 балла были оценена достаточность полученных в ОрёлГУЭТ знаний и компетенций по основной специальности для будущей работы. Доминирующее отношение со стороны преподавателей (шкала: 1(неуважение)-10(уважение)), по мнению студентов, составляет 9,1 балла, со стороны администрации факультета – столько же (9,1). В целом же соответствие ОрёлГУЭТ представлению об идеале высшего образования оценено в 7,8 баллов.

Об активной научной работе студентов могут свидетельствовать следующие данные. Более половины опрошенных студентов (62,22 %) указали, что за время обучения в вузе активно осуществляли научную работу, принимая участие в конкурсах студенческих проектов вуза и региона.

Несмотря на то, что студенты дали достаточно высокие оценки по рассмотренным параметрам работы вуза, они отличаются от оптимальных (естественно, что желательный для нас показатель должен был бы составить 9-10 баллов). Данные студентами оценки свидетельствуют о высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обнаруживают слабые места в его работе. В частности речь идет об уровне практической подготовки и формировании компетенций по основной специальности (направлению подготовки) в будущей работе. Студенты дали наименьшие оценки именно по данным параметрам работы образовательного учреждения.

Если рассмотренные выше результаты анкетирования отражали в основном степень удовлетворенности студентов, то результаты опроса по следующим позициям позволяет уточнить требования потребителей образовательных услуг ОрёлГУЭТ к его деятельности. Вопрос «Знания, в каких областях, Вы бы хотели получить дополнительно в вузе?» имел характер множественного выбора. Полученные студенческие ответы представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Дополнительные знания, востребованные студентами ОрёлГУЭТ

 

Как свидетельствуют данные рисунка 2, дополнительные знания востребованы студентами, обучающимися по рассматриваемым направлениям подготовки, в первую очередь, в области права, экономики, коммуникаций, иностранных языков. По данным дисциплинам было бы уместно организовывать дополнительные занятия в форме факультативов, дополнительно информировать студентов об организованных в вузе курсах иностранных языков и реализуемых программах дополнительного образования.

О дальнейших планах студентов-бакалавров свидетельствуют следующие данные. 71,11% опрошенных заявили о намерении продолжить обучение в магистратуре, причем 33,33% - по тому же направлению подготовки, 37,77% - намерены поступать в магистратуру на другое направление. 8,88% респондентов продолжать обучение на следующей ступени образования не намерены. Половина из них указала, что причиной является уже осуществленное трудоустройство. 20% опрошенных затруднились с ответом.

Анкета содержала «открытые» позиции, предполагающие ответы на вопросы «Каковы, по Вашему мнению, сильные стороны института?» и «Каковы, по Вашему мнению, слабые стороны института?».

Итак, сильные стороны ОрелГУЭТ, по мнению респондентов:

- «Осуществляется подготовка по востребованным на рынке труда профессиям»;

- «Хорошее общежитие, отличная библиотека»;

- «Заинтересованность в успехах студентов…»;

- «Информационные возможности в вузе на высоком уровне»;

- «Проведение студенческих мероприятий, развитие творческого потенциала студентов, их спортивных способностей»;

- «Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав»;

- «Сплоченное студенчество, сплоченный профессорско-преподавательский коллектив»;

- «Оснащенные аудитории»;

- «Внедрение информационной среды Moodle»;

- «Спортивные, творческие кружки, проведение студенческих конференций, активная работа СНО (студенческое научное общество), Центра культуры и досуга, Профкома ОрелГУЭТ».

Слабые стороны ОрелГУЭТ. Были получены следующие ответы:

- «Отсутствие мест для рекреации (лавочек в вестибюлях)»;

- «Неудобный режим работы тренажерного зала»;

- «Маленький спортивный зал»;

- «Высокий «порог» поступления в вуз»;

- «Однообразное меню в студенческой столовой»;

- «Слабых сторон нет!!!».

Календарь событий :